Источник: http://www.mrubenv.ru/article.php?id=1_4.html

 

ПОЛАБСКИЕ И ПОМОРСКИЕ СЛАВЯНЕ

Хрестоматия по истории южных и западных славян: Учеб. пособие для вузов: В 3 т. Т. I. Эпоха феодализма / Отв. ред. М.М.Фрейденберг.- Минск.: изд-во "Университетское", 1987.-272 с.

ВВЕДЕНИЕ

Основными источниками по истории полабских и поморских славян VIII— XII вв. служат нарративные памятники иностранного происхождения, прежде всего сочинения франкских и немецких авторов.

Ценные сведения о социально-политической структуре ободритов, вильцев и сербов в конце VIII — начале IX в. и об их противоречивых взаимоотношениях с франкским королем, а затем императором Карлом Великим и его преемниками содержатся в Каролингских анналах. Особое значение имеет главная придворная летопись — «Анналы королевства франков», доведенные до 829 г. Часть летописи (до 801 г.) была между 814 и 817 гг. переработана и дополнена (вторая редакция). Продолжением придворных анналов Каролингской династии стали в IX в. в Восточно-Франкском королевстве Фульдские анналы, а в Западно-Франкском — Вертинские анналы.

Уникальную информацию о географии славянских племен к северу от Дуная с указанием числа укрепленных центров (градов) у каждого из них дает анонимное сочинение, известное в науке как труд некоего Баварского Географа и составленное, по-видимому, по рассказам купцов и других путешественников для военно-стратегических целей Франкской империи не ранее середины IX в.

О начале активной экспансии немецких феодалов на земли полабских славян в X в., борьбе славян за сохранение политической самостоятельности рассказывает хроника «Деяния саксов», написанная в 50—70-х гг. X в. Монахом Видукйндом из монастыря Новая Корвея в Саксонии. Прославляя завоевательные походы саксонских маркграфов и королей, автор приводит и некоторые сведения о политической организации славянских племен, живших за Эльбой.

Еще больше данных о внутренних порядках у славян, их политическом строе, обычаях и верованиях сообщает в своей «Хронике» Титмар, епископ Мерзебургский (ум. в 1018 г.). Он был хорошо осведомлен о жизни полабских племен, хотя многие его суждения о язычниках-славянах весьма тенденциозны. Подробные сведения о местоположении, быте и религии полабских и поморских славян можно найти в сочинении Адама, каноника Гамбургско- Бременского архиепископства, закончившего свой обширный труд о миссионерской деятельности гамбургских священников около 1075 г. Опираясь прежде всего на рассказы очевидцев — купцов, миссионеров, путешественников, Адам Бременский приводит, например, интересное описание г. Волина (Юмне) в Поморье.

Главный же источник по истории хозяйства, быта, социальной структуры и нравов поморян — «Жития Оттона Бамбергского», составленные по рассказам участников двух миссионерских поездок епископа в Поморье по приглашению польского князя Болеслава III в 1124 и 1127 гг. Самое важное и богатое сведениями — «Житие Оттона, епископа Бамбергского», написанное в форме диалога бамбергским монахом Гербордом около 1160 г.

Своего рода продолжением сочинения Адама является «Славянская хроника» Гельмольда—священника в Бозау (Гольштейн) (ум. в 1177 г). Здесь подробно изложена история крупного и сильного политического объединения ободритов в XI—XII вв, история его постепенного насильственного поглощения Саксонским герцогством, что привело к окончательному завоеванию немцами Полабья, началу германизации южного побережья Балтики между Эльбой и Одером. О нравах и обычаях славян Гельмольд зачастую судит на основе своих впечатлений от миссионерской поездки в Полабье в 1155—1156 гг.

К источникам может быть поставлен ряд вопросов. Какую территорию занимали полабские и поморские славяне по данным источников? Позволяют ли приведенные фрагменты судить об основных отраслях хозяйства славян между Эльбой (Заале) и Одером? Какие факты, сообщаемые в источниках, свидетельствуют о процессах имущественной и социальной дифференциации? Что представляла собой социальная структура полабо-славянского общества, можно ли проследить какую-либо эволюцию общественных отношений? Как можно охарактеризовать политическую организацию славянских племен? Оставалась ли она неизменной на протяжении полутысячелетия или в ней заметно развитие? Что можно сказать об организации управления в княжествах, о степени участия населения в политической жизни? Что сообщают источники об этнической (племенной) структуре славян? Каковы были политические и социально-психологические условия проникновения христианства в славянскую среду? В каких формах происходило проникновение немцев на славянские земли?

 

1. ГЕОГРАФИЯ РАССЕЛЕНИЯ ПОЛАБСКИХ СЛАВЯН, ИХ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ОТНОШЕНИЯ С ФРАНКСКИМ ГОСУДАРСТВОМ.

ИЗ «АННАЛОВ КОРОЛЕВСТВА ФРАНКОВ»

 789. Затем... был совершен поход в Склаванию, жители которой зовутся вильцами... [Карл Великий] подчинил вышеупомянутых славян своей власти. И были с ним в том же войске франки и саксы... С ним были еще и славяне, чье имя сорбы, а также ободриты, которыми предводительствовал Витцан [1].

789. [Вторая редакция.] Есть в Германии некое племя славян, живущее на берегу Океана [2], которые на собственном языке зовутся велатабами, на франкском же вильцами. Будучи всегда врагами франков, они обычно ненавидели своих соседей, которые были подданными или союзниками франков [3], и донимали и тревожили их войнами. Решив, что не следует дольше сносить дерзость этого племени, король постановил идти на него войной... Племя то, хотя и воинственное и рассчитывающее на свою многочисленность, не смогло долго выдерживать натиск королевского войска, и поэтому, когда сначала подошли к граду Драговита — а он далеко превосходил всех царьков вильцев и знатностью рода, и авторитетом старости,— он тотчас со всеми своими [людьми] вышел из града навстречу королю, дал заложников, каких потребовали, и клятвенно пообещал блюсти верность королю и франкам. И другие знатные лица и царьки славян, последовав его примеру, подчинились власти короля.

798. [Вторая редакция.] Трансальбинцы... [4] выступили против ободритов. Ведь ободриты всегда помогали франкам, за что были приняты ими в союз. Их князь Траско, узнав о продвижении трансальбинцев, явился со всем своим войском им навстречу на поле, что зовется Свентана [5], и... учинил им большую резню.

808. ... Датский король Годофрид двинулся с войском на ободритов... Атаковав и захватив несколько славянских крепостей, он с большими потерями в своем войске возвратился назад. Ведь хотя он и изгнал оттуда князя ободритов Траско, не полагающегося на верность своих соплеменников, а другого князя, Годелаиба, схваченного при помощи хитрости, вздернул на виселицу и обложил данью две области ободритов, однако, потерял лучших и храбрейших своих воинов... Были с Годофридом в вышеупомянутом походе и славяне, называемые вильцами, присоединившиеся к его войску добровольно, из-за старинной вражды, которую обычно питали к ободритам. ... Годофрид же, прежде чем вернуться назад, разрушил находившийся на берегу Океана эмпорий, который на языке датчан назывался Рерик... [6]

817. ...Причиной отпадения [ободритов] было то, что королевскую власть, которой Славомир после смерти Траско [7] до сих пор один обладал над ободритами, ему было приказано разделить с Цедрагом, сыном Траско. И это его так сильно озлобило, что он заявил, будто никогда больше не переправится через Эльбу и не явится во дворец [8].

823. ...Туда [9] среди других варварских посольств, прибывших по приказу или по своей воле, явились пред лицо императора два брата, а именно короли вильцев, оспаривавшие друг у друга королевскую власть. Звали их Милегаст и Целадраг. Оба они были сыновьями Люба, короля вильцев; хотя он делил королевскую власть со своими братьями, однако, поскольку он был старшим по рождению, ему принадлежало верховенство над всей страной. Когда он, завязав сражение с восточными ободритами, погиб, народ вильцев поставил над собой королем его сына Милегаста, ибо тот был старшим по рождению. Но так как он управлял вверенным ему по обычаю племени королевством не совсем так, как подобает, то, отвергнув его, королевский сан передали младшему брату. По этой причине оба они и прибыли пред лицо императора. Выслушав их и узнав волю племени, более склонного вручить сан младшему из братьев, он постановил, чтобы тот обладал переданной ему его народом властью. Обоих их, однако, оделив подарками и связав присягой, он отпустил домой.

826. ...Там [10] он [император Людовик] выслушал и Цедрага, князя ободритов, а также Тунгло [11], которых перед ним обвиняли в измене. Тунгло, взяв от него заложником его сына, он позволил вернуться домой. Цедрага же, отпустив прочих ободритов, оставил при себе и, отправив к народу ободритскому послов, приказал разузнать, хотят ли подданные, чтобы он ими правил. ...А когда послы, которых он отправил к ободритам, по возвращении доложили, что среди того племени есть разные мнения о том, надо ли принимать назад своего короля, но что, однако, некоторые лучшие и выдающиеся лица согласны его принять, то, взяв от него заложников, каких потребовал, император велел восстановить его на его королевском престоле.

Annales regni Francorum. Hannoverae, 1895. P. 84—87, 105, 125—126, 147, 160, 171, пер. В. К. Ронина.

 

2. ГЕОГРАФИЯ РАССЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПОЛАБСКИХ СЛАВЯН.

ИЗ СОЧИНЕНИЯ БАВАРСКОГО ГЕОГРАФА

 <...> Ближе всего к пределам Дании находятся те, кого называют северными ободритами. Там — область, в которой имеются 53 града, поделенные между их князьями. У вильцев 95 градов и 4 области. Глиняне — народ, имеющий 7 градов. Неподалеку от них располагаются те, которые зовутся бетеничами, мильчанами и моричанами и которые имеют 11 градов. Рядом с ними — гаволяне, имеющие 8 градов. Около них находится область сербов, где живут многие [племена], и у них 50 градов. Рядом с ними — те, кого [называют] гломачами, имеющие 14 градов. <...>

Descriptio civitatum ad septentrionalem plagam Danubii. Praha, 1956. P. 2, пер. В. К. Ронина.

 

3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОРБОВ И ИХ ОТНОШЕНИЯ С ЗАПАДНЫМИ СОСЕДЯМИ.

ИЗ ВЕРТИНСКИХ АННАЛОВ

839. ... Между тем саксы, сражаясь близ Кезигесбурга [12] против сорбов, которые зовутся колодицами... одержали победу и, убив их короля Цимысла, захватили этот же город и одиннадцать крепостей. Приняв также клятвы от короля, поспешно избранного среди этих смут, и взяв, кроме того, заложников, они обложили страну контрибуцией.

Annales Bertiniani. Hannoverae, 1883. P. 23, пер. В. К. Ронина.

 

4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБОДРИТОВ И ИХ ОТНОШЕНИЯ С ЗАПАДНЫМИ СОСЕДЯМИ.

ИЗ ФУЛЬДСКИХ АННАЛОВ

844. Людовик [13] усмирил ободритов, замысливших отпасть [от франков], пойдя на них войной и убив их короля Гостомысла. Землей же их и народом, который бог сделал ему подвластным, он распорядился через князей.

Annales Fuldenses. Hannoverae, 1891. P. 35, пер. В. К. Ронина.

 

5. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ У ПОЛАБСКИХ СЛАВЯН В X в. И ИХ ОТНОШЕНИЯ С ГЕРМАНСКИМ ГОСУДАРСТВОМ.

ИЗ «ДЕЯНИЙ САКСОВ» ВИДУКИНДА КОРВЕЙСКОГО

Кн. I, гл. 36. Когда же король Генрих [14] наложил подать на соседние племена, на ободритов, вильцев, гаволян, гломачей, чехов и редарей, и был мир, редари нарушили верность и, собрав большое войско, совершили нападение на город под названием Валлислеву [15] и захватили его... Как только это произошло, все варварские народы, поднявшись, вновь осмелились восстать. Для обуздания их дерзости... Бернхарду [16], которому была подчинена область редарей... было приказано осадить город Лункини [17] ... Горожане сложили оружие и просили только сохранить им жизнь, что им и было даровано. Им было приказано выйти из города безоружными. Слуги же и все деньги вместе с женами, детьми и всем имуществом короля варваров были взяты как добыча.

Кн. II, гл. 20. ... В это же время [18] восстали и ободриты... Войско, которое часто водил в поход сам король [19], нанесло им ущерб и многократно разгромило, доведя их почти до самого бедственного положения. Они же тем не менее предпочли войну, а не мир, ставя дорогую свободу превыше всех тягот. Ибо ведь таков этот род людей, грубый, терпеливый в лишениях, привыкший к самой скудной пище, и то, что для наших обычно бывает тяжелым бременем, славяне считают неким наслаждением. В самом деле прошло много дней, пока они сражались с переменным успехом: те — ради славы и за власть великую и обширную, а эти — ради свободы, против угрозы наихудшего рабства.

Кн. II, гл. 21. Был некий славянин по имени Тугумир, которого король Генрих оставил [20] и который, по закону племени, должен был как наследник своего отца стать государем тех, кого называют гаволянами. Получив большие деньги и соблазненный еще большими посулами, он обещал предать [свою] страну. Поэтому, сделав вид, будто тайно бежал, он прибыл в город под названием Бреннабург [21] и, признанный народом и принятый как государь, он вскоре исполнил то, что и обещал. Пригласив к себе своего племянника, который один оставался в живых из всех правителей племени [22], он, захватив его обманом, убил, а город со всей областью передал под власть короля. После того, как это произошло, все варварские народы вплоть до реки Одер равным образом покорились королю и стали выплачивать дань.

Кн. III, гл. 53—55. ...Присутствовали также послы от варваров [23], заявившие, что их соплеменники готовы по обычаю платить дань, однако хотят сохранить власть над страной; на этих условиях они согласны на мир, в противном случае будут с оружием в руках сражаться за свободу. ...

Геро же со своими союзниками руанами [24], отойдя от лагеря примерно на одну милю, быстро построил незаметно для врагов три моста и, отправив гонца к императору, вызвал все войско. Увидев это, варвары и сами поспешили выступить навстречу легионам. Так как пешие воины варваров вступили в битву, пройдя более длинный путь, то, ослабленные усталостью, они скоро уступили [нашим] воинам....

Стойнеф [25] же, стоя с конницей на высоком холме, ожидал исхода дела. Увидев, что его соплеменники обратились в бегство, он и сам бежал, но с двумя своими телохранителями был настигнут в каком-то лесу и... обезглавлен. Один [человек] из его свиты был взят живым и вместе с головой и доспехами царька доставлен к императору...

Widukindi Res gestae Saxonicae. Hannoverae, 1866. P. 35, 37, 57—58, 92—94,пер. В. К. Ронина.

 

6. ГОРОДА ПОЛАБСКИХ СЛАВЯН, ИХ ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.

ИЗ «ХРОНИКИ» ТИТМАРА МЕРЗЕБУРГСКОГО

Кн. VI, гл. 23. Есть в области редарей некий город под названием Редегост [26], треугольной формы, с тремя воротами. Его со всех сторон окружает большой лес, для местных жителей неприкосновенный и почитаемый. Двое ворот города открыты для всех входящих; третьи, самые малые и обращенные на восток, ведут к морю, лежащему неподалеку и ужасающему на вид. В городе нет ничего, кроме святилища, искусно построенного из дерева... Внутри него стоят рукотворные божества, устрашающе наряженные в шлемы и кольчуги, и на каждом вырезано его имя. Главный из них зовется Сварожич [27], все язычники почитают его и поклоняются ему больше, чем всем другим. Также и знамен их нельзя никоим образом выносить оттуда, иначе как в случае военной надобности— тогда это делают пашне воины...

Кн. VI, гл. 25. Сколько областей в той стране, столько там имеется и храмов и столько отдельных изображений демонов почитают неверные. Наибольшее влияние среди них имеет вышеупомянутый город... Во главе всех тех, которые вместе называются лютичами, не стоит какой-либо особый государь. Обсуждая на собрании свои собственные нужды, они все единодушно приходят к согласию о том, что следует предпринять. Если же кто-либо из сограждан им на собрании противоречит, то его бьют палками, а если он и вне собрания открыто противится, то либо все его добро подвергают сожжению и полному разграблению, либо он в их присутствии уплачивает в соответствии со своим рангом необходимую сумму денег. Сами вероломные и непостоянные, от других они требуют постоянства и великой верности. Мир они заключают, срезая верхнюю прядь волос и [смешивая] с травой, а также при помощи рукопожатия. К нарушению же его [мира] их [славян] легко склонить деньгами.

Thietmari episcopi Merseburgensis Chronicon. Berlin, 1935. S. 302, 304, пер. В.К. Ронина.

 

7. ГЕОГРАФИЯ РАССЕЛЕНИЯ ПОЛАБСКИХ И ПОМОРСКИХ СЛАВЯН, ИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА, ГОРОДА. НАЧАЛО ХРИСТИАНИЗАЦИИ.

ИЗ «ДЕЯНИЙ СВЯЩЕННИКОВ ГАМБУРГСКОЙ ЦЕРКВИ» АДАМА БРЕМЕНСКОГО

Кн. II, гл. 21. Итак, Склавания, обширнейшая область Германии, населена винулами, которые некогда назывались вандалами. Говорят, что она в десять раз больше нашей Саксонии, особенно если прибавить к Склавании Чехию и живущих за Одером поляков, ибо ни по внешнему виду, ни по языку они не отличаются. Страна же эта, изобилующая оружием, людьми и плодами, замкнута к тому же со всех сторон надежными границами — лесистыми горами и реками... Народов славянских много. Из них первые с западной стороны — соседи трансальбинцев вагры. Град их — Альдинбург [28], на берегу моря. Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а град их — Магнополь [29]. Оттуда по направлению к нам — полабы, их град — Рацисбург [30]. За ними находятся глиняне и варны. Далее обитают хижане и чрезпеняне, которых от толензан и редарей отделяет река Пеене, их град — Димин [31]. ...Есть и другие народы Склавании, живущие между Эльбой и Одером: гаволяне на реке Хафеле, дошане, любушане, волиняне, стодоране и многие другие. Между ними, в самой середине, располагаются редари, могущественнейшие из всех. Град их — известная повсюду Ретра, седалище идолопоклонничества. Большой храм построен там демонам, главный из которых Редигаст... [32]

Кн. II, гл. 22. За страной лютичей, которые иначе называются вильцами, протекает река Одер... В устье ее... славнейший город Юмне... [33] Это поистине самый большой из всех городов, какие есть в Европе. Населяют его славяне и другие народы, греки и варвары. И приезжие саксы также получают равное право проживать вместе со всеми, если, однако, оставаясь там, не будут проявлять свою принадлежность к христианству. Ибо ведь все они до сих пор блуждают неверными путями языческих обрядов. Впрочем, что касается нравов и гостеприимства, не найдется ни одного народа, более достойного уважения и радушного. Город этот, богатый товарами всех северных народов, имеет все, что есть приятного или редкого. ...Одер... течет посреди [земли] племен винулов, пока не достигает Юмне, где отделяет поморян от вильцев...

Кн. II, гл. 42. ...Славяне, стесненные христианскими судьями больше, чем следовало, вынуждены были, сбросив иго рабства, защищать свою свободу оружием. Князьями винулов были Мстивой и Мечидраг, под предводительством которых вспыхнул мятеж. Руководимые ими славяне, восстав... сожгли и разрушили до основания все церкви... не оставив по ту сторону Эльбы и следов христианства [34].

Кн. III, гл. 22. ...Народы славянские, без сомнения, давно уже могли бы быть легко обращены в христианство, если бы этому не препятствовала алчность саксов. ...Они больше склонны думать о том, чтобы вносились подати, чем об обращении язычников. Они сначала своей алчностью приводили в расстройство христианскую веру в Склавании, затем своей жестокостью вынудили им подвластных к восстанию, а ныне, требуя одних только денег, они пренебрегают спасением тех, кто хотел бы веровать.

Кн. IV, гл. 18. ...Один из этих островов зовется Фембре [35]. Он лежит против области вагров, так что его можно видеть из Аль-динбурга... Другой остров расположен напротив вильцев. Им владеют ране, храбрейшее славянское племя. Без их решения не положено ничего предпринимать в общественных делах: так их боятся из-за их близких отношений с богами или скорее с демонами, которым они поклоняются с большим почтением, чем прочие. Оба же этих острова полны пиратов и кровожадных разбойников, которые не щадят никого из проплывающих мимо. Ибо всех тех, кого другие имеют обыкновение продавать, они убивают.

Adami Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum. Hannoverae, 1917. P. 75— 81, 102, 166, 244—245, пер. В. К. Ронина.

 

8. СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПОМОРСКИХ СЛАВЯН. НАЧАЛО ХРИСТИАНИЗАЦИИ.

ИЗ «ЖИТИЯ ОТТОНА, ЕПИСКОПА БАМБЕРГСКОГО» ГЕРБОРДА

 Кн. II, гл. 1. Племя то [поморяне] умеет воевать и на суше, и на море, привыкло жить грабежами и хищениями и в своей природной дикости всегда неукротимо, а культу и вере христианской совершенно чуждо.

Кн. П, гл. 23. ... В деревне неподалеку от города Камень некая вдова, богатая и очень знатная, пренебрегая христианской религией, говорила, что поклоняется отечественным богам и не хочет по случаю какой-либо новой суеты отступить от старинного предания своих предков. Она имела многочисленную семью и пользовалась немалым уважением, деятельно управляя своим домом. Муж ее, когда был жив, имел обычно для сопровождения его 30 лошадей со всадниками, что в той земле считалось весьма значительным. Ибо ведь силу и могущество знатных лиц и военачальников там привыкли оценивать по обилию или числу лошадей. «Силен, могуществен и богат такой-то человек,— говорят они,— он может держать столько-то и столько-то коней»; и так, услышав о числе лошадей, узнают они число воинов. Ведь никто из воинов обычно не имеет там более одного коня. ...Все воины сражаются без щитоносца... Только князья и военачальники довольствуются одним, самое большее двумя слугами. Случилось так, что в некое воскресенье, в пору жатвы, когда народ со всех сторон торопился в церковь, упомянутая выше вдова ни сама не пошла, ни людям не позволила, но, более того, говорила в возбуждении: «Идите жать на мои поля! Это ведь полезнее, чем служить тому невесть какому новому богу, которого привез нам из своей страны этот Оттон, епископ Бамбергский. На что он нам? Разве вы не видите, сколько добра и сколько богатств дали нам наши боги? ...Поэтому отступиться от почитания их — большая несправедливость. Итак, идите, как я вам сказала, жать наши нивы. И чтобы вы меньше боялись, приготовьте мне повозку: я сама поеду с вами в поля на жатву». А приехав на поле, она сказала: «Что я делаю, то и вы так же делайте». И тотчас, засучив рукава и подобрав платье, схватила в правую руку серп, левой же, держа колосья... но внезапно... застыла неподвижно...

Кн. II, гл. 41. ...Рыбы там невероятное изобилие как в морях, так и в реках, озерах и прудах. За денарий ты бы купил воз свежих сельдей, а если бы я стал рассказывать то, что знаю об их запахе и толщине, меня обвинили бы в чревоугодии. По всей стране множество оленей, ланей и диких жеребчиков, медведей, кабанов, свиней и всякой дичи; масло коровье, молоко овечье с туком [36] агнцев и овнов [37], с обилием меда и пшеницы, с коноплей и маком, и всякого рода овощами, и если бы там были виноградные лозы, оливы и смоковницы, ты подумал бы, что это земля обетованная, так много в ней плодовых деревьев...

Честность же и товарищество среди них таковы, что, совершенно не зная ни краж, ни обмана, они держат сундуки и ящики незапертыми, В самом деле ни замков, ни ключей мы там не видели, а сами они были весьма удивлены, увидев наши вьюки и ящики запертыми. Платье свое, деньги и все свои драгоценности они хранят в своих бочках и кадках, просто накрытых крышкой, и не боятся никакого обмана, ибо не испытывали его. И что удивительно, стол их никогда не стоит пустым, никогда не остается без яств, а каждый отец семейства имеет отдельный дом, опрятный и нарядный, предназначенный только для подкрепления сил. Там никогда не пустует стол со всякой едой и питьем: кончится одно — подносят другое...

Herbordi vita Ottonis episcopi Babenbergensis // Pomniki dziejowe Polski.

Warszawa, 1961 T. 2. S. 73, 85, 99, пер. В. К. Ронина.

 

9. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПОЛАБСКИХ СЛАВЯН. ХРИСТИАНИЗАЦИЯ И НАЧАЛО ГЕРМАНСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ СЕВЕРНОГО ПОЛАБЬЯ.

ИЗ «СЛАВЯНСКОЙ ХРОНИКИ» ГЕЛЬМОЛЬДА

 Кн. I, гл. 12. Ольденбург, тот, что на славянском языке зовется Стариград, то есть «старый город», расположен в земле вагров, на западной стороне Балтийского моря, и является пределом Славии. Город же этот... некогда населяли храбрейшие мужи, так как, находясь на переднем крае всей Славии, они имели соседями датчан и саксов и все военные столкновения или сами первыми начинали, или, если нападали другие, принимали удар на себя. Говорят, у них бывали иногда такие царьки, которые обладали всей полнотой власти над ободритами, хижанами и теми, кто живет и еще дальше...

Ольденбургские епископы вызывали большое уважение у славянских царьков... Вносилась же епископу ежегодно со всей земли вагров и ободритов подать, считавшаяся десятиной: с каждого плуга — меру зерна, 40 пучков льна и 12 монет чистого серебра; сверх того, одна монета как вознаграждение для сборщиков. Славянский же плуг составляет пару быков или одну лошадь.

Кн. I, гл. 18. ...Епископ Бено пожаловался в присутствии герцога Бернхарда на то, что вагры и ободриты и другие славянские племена отказывают ему в полагающихся ему податях. Тогда были призваны для переговоров князья винулов, и, когда их спросили, почему они лишают епископа законного содержания, они начали ссылаться на тяготы разных поборов и говорить, что лучше им уйти из страны, чем быть обязанными выплачивать еще большие подати. Итак, увидев, что невозможно восстановить права церкви в той форме, какая была во времена Отгона Великого, герцог, пустив в ход просьбы, насилу добился того, чтобы по всей земле ободритов с каждого дома — бедного или богатого — вносились по две монеты на епископские расходы. Кроме того, епископу были возвращены те известные поместья Бозау и Гниссау и прочие владения в земле вагров [38], дабы их снова можно было заселить... Герцог же саксонский Бернхард, в военных делах решительный, но весь пропитанный алчностью, соседних ему славян, которых рн подчинил себе путем войн или договоров, обложил столь большими податями, что они ни о боге не помнили, ни к священникам не были ни в чем благожелательны.

Кн. I, гл. 21. В те дни [39] произошло великое возмущение в восточной области славян, ведших друг против друга междоусобную войну. Племен же у тех, кого называют лютичами или вильцами, четыре; из них хижане и чрезпеняне обитают, как известно, по ту сторону Пеене, а редари и толензане — по эту [40]. Между ними возник великий спор о храбрости и могуществе. Ибо редари и толензане в силу того, что у них имеется древнейший город и то знаменитейшее святилище, в котором выставлено изображение Радигаста, желали господствовать, приписывая себе особую степень знатности, поскольку все славянские народы часто их посещают ради получения ответов и ежегодных жертвоприношений. Однако чрезпеняне и хижане отказывались им служить и даже решили защищать свою свободу оружием. Когда же раздор понемногу усилился, дело, наконец, дошло до войны, и тут в жарких битвах редари и толензане были побеждены... Чрезпеняне и хижане, которых принудила к войне необходимость, побеждали. Редари же и толензане, сражавшиеся ради славы, глубоко подавленные позором своего поражения, призвали на помощь храброго короля датчан, саксонского герцога Бернарда и Готшалка, князя ободритов, каждого со своим войском, и содержали такое великое множество людей на собственные средства в течение шести недель. И стала война против чрезпенян и хижан более мощной, и не было у них, осажденных столь большим войском, сил сопротивляться, и было великое множество их убито, а многие уведены в плен. Наконец, они купили себе мир за 15 тысяч марок. Князья разделили деньги между собой.

Кн. I, гл. 36. ...Ране, у других называемые руанами,— это жестокие племена, обитающие в сердце моря и сверх меры преданные идолопоклонничеству. Они первенствуют среди всех славянских народов, имеют короля и знаменитое святилище. Поэтому благодаря особому почитанию этого святилища они пользуются наибольшим уважением и, на многих налагая иго, сами ничьего ига не испытывают, будучи недоступны, ибо в места их трудно добраться. Племена, которые они оружием себе подчиняют, они заставляют платить дань своему святилищу; жреца у них почитают больше, чем короля. Войско они направляют, куда покажет гадание, а, одержав победу, золото и серебро относят в сокровищницу своего бога, остальное же делят между собой...

Кн. I, гл. 38. ...Денег ране не имеют и не привыкли, покупая товары, пользоваться монетами. А если ты хочешь купить что-нибудь на рынке, то приобретаешь это за кусок льняного полотна. Золото и серебро... они либо употребляют как украшения для своих жен, либо относят в сокровищницу своего бога.

Кн. I, гл. 65. ...Наконец, когда наши [немецкие рыцари, участники крестового похода 1147 г. против славян, безуспешно осаждавшие крепость Добин около Шверина] потеряли терпение, было заключено такое соглашение, что славяне примут христианскую веру и освободят датчан, которых держали в плену. Итак, многие из них крестились, хотя и ложно, а из пленных они отпустили всех стариков и тех, кого не могли использовать, прочих же, возраст которых делал их пригодными к службе, оставили у себя.

Кн. I, гл. 83. ...Там [41] в суровый мороз, среди снежных сугробов, мы совершили богослужение. Между слушателями не было никого из славян, кроме Прибислава [42] и еще немногих. После свершения святых таинств Прибислав попросил нас зайти в его дом, находившийся в отдаленном селении. И он принял нас с большим радушием и устроил нам роскошный пир... Здесь я на собственном опыте убедился в том, о чем прежде знал лишь понаслышке, а именно, что в отношении гостеприимства никакой народ не достоин уважения больше, чем славяне. Ведь в приеме гостей все они, точно по убеждению, ревностны, так что нет необходимости просить кого-нибудь о гостеприимстве. Ибо все, что они получают от земледелия, рыбной ловли или охоты, они щедро раздают, и всякого они считают тем доблестнее, чем он расточительнее. Страстное желание похвалиться этим толкает многих из них на воровство и разбой. Во всяком случае эти пороки у них прощаются, ибо их оправдывают ссылкой на гостеприимство. Ведь по славянским законам положено то, что ты ночью украл, назавтра раздать гостям. Если же кто-нибудь, что случается весьма редко, будет замечен в том, что отказал чужеземцу в гостеприимстве, то дом его и имущество разрешается предать огню, и на это все единодушно соглашаются, называя того бесславным, низким и всеми презираемым, кто не побоялся гостю отказать в хлебе.

Кн. I, гл. 84. Пробыв же у царька эту ночь и еще следующие день и ночь, мы отправились дальше по Славии... И случилось так, что по дороге мы прибыли в рощу, которая — единственная в той земле — вся лежит на равнине. Там среди очень старых деревьев мы увидели священные дубы, посвященные богу той земли — Прове. Их окружало свободное пространство, обнесенное деревянной, искусно сделанной оградой, имевшей двое ворот. ...Сюда во второй день каждой недели весь народ страны с царьком и жрецом имел обыкновение собираться на суд. Входить в огражденное место запрещалось всем, кроме жреца и желающих принести жертву, или же тех, кому угрожала смертельная опасность, ибо таким никогда не отказывали в убежище. Ведь славяне питают к своим святыням такое благоговение, что место, где расположен храм, не позволяют осквернять кровью даже во время войны...

Когда мы прибыли в эту рощу, в это место кощунства, епископ воодушевил нас, чтобы мы решительно приступили к уничтожению рощи. Сам же он, сойдя с коня, сбил шестом разукрашенную переднюю часть ворот. И, войдя в ограду, мы разрушили всю изгородь вокруг тех священных деревьев и, свалив в кучу, разожгли костер, однако не без страха, как бы на нас не обрушилось возмущение местных жителей. Но бог уберег нас...

...И когда епископ закончил свою речь к народу, то с согласия прочих заговорил Прибислав: «Слова твои, достопочтенный епископ, — слова божьи и служат нашему спасению. Но как вступить на этот путь нам, опутанным столь великими бедами? ...Ведь ваши князья с такой суровостью обходятся с нами, что из-за податей и тяжелейшего рабства смерть для нас лучше жизни. Вот в этом году мы, жители этого крошечного уголка, уплатили герцогу тысячу марок, а графу столько-то сотен, и это еще не предел наших мучений, но нас изо дня в день давят и угнетают, доводя до полного истощения. Как же мы будем служить этой новой религии, чтобы возводить церкви и принимать крещение, мы, которым каждый день суждено бегство? Если бы, однако, было место, куда мы могли убежать! Переправимся ли через [реку] Траве — там такое же бедствие, дойдем ли до реки Пеене — но там то же самое. Что же остается, кроме как, покинув землю, устремиться в море и жить в пучинах? Или же в чем наша вина, если, изгнанные из родного края, мы сделаем беспокойным море и будем отнимать припасы у датчан или торговых людей, плавающих по этому морю? Разве не будут тому виной князья, толкающие нас на это? ...Пусть предоставят нам права, какими располагают саксы в отношении владений и доходов,— и мы охотно станем христианами, будем строить церкви и давать десятины».

...Итак, возрастало дело божье в земле вагров, и помогали граф и епископ друг другу взаимно. Около этого времени граф [43] вновь отстроил крепость Плен [44] и основал там город и Плен в Гольштейне, рынок. И ушли славяне, жившие в окрестных селениях, и пришли саксы и стали жить там. И убывали постепенно славяне в той земле.

Кн. I, гл. 87, 88. Герцог Генрих [45] вступил с могучим войском в страну славян и опустошил ее огнем и мечом. И, увидев доблесть герцога, Никлот [46] сжег все свои крепости, а именно Илове [47], Микилинбург [48], Зверин [49] и Добин, остерегаясь грозящей осады. Одну только крепость он оставил себе — Вурле, расположенную на реке Варнов, близ земли хижан...

Сыновья его... сожгли Вурле и спрятались в лесах, семьи же свои переправили на корабли. Итак, разорив всю страну, герцог начал отстраивать Зверин и укреплять замок... После этого сыновья Никлота вновь вошли в милость у герцога, и он отдал им Вурле и всю землю. Однако землю ободритов он разделил и передал во владение своим воинам... И, обратившись с просьбой, он получил от императора власть основывать, одарять и утверждать епископства по всей земле славян, которую он и сам или его предки подчинили себе силой оружия и по праву войны... И пожаловал им [епископам] герцог привилегии в отношении владений, и доходов, и суда. И приказал герцог славянам, остававшимся в земле вагров, полабов, ободритов и хижан, чтобы они платили подати епископам, какие платят у поляков и поморян, то есть с плуга три модия пшеницы [50] и 12 монет, имеющих там хождение... И увеличились десятины в земле славянской, ибо стеклись сюда из своих земель немцы, дабы населить землю обширную, богатую хлебом, удобную множеством пастбищ, изобилующую рыбой и мясом, и всеми благами.

Кн. II, гл. 12. ...Хотя ненависть к христианскому имени и жар суеверий были у ран сильнее, чем у всех прочих славян, однако они обладали многими природными дарованиями. Ибо им свойственно гостеприимство во всей его полноте, и родителям они оказывают должное уважение. Среди них никогда не найти ни одного нуждающегося или нищего, потому что тотчас же, как только или болезнь сделает кого-либо из них слабым, или возраст — дряхлым, его поручают заботам наследника, дабы тот его со всей человечностью поддерживал. Ибо ведь благодать гостеприимства и попечение о родителях занимают у славян первое место среди добродетелей. Кроме того, земля руян богата плодами, рыбой и дикими зверями. Главный город этой земли зовется Аркона.

Кн. II, гл. 13. ...Ведь в неожиданных набегах славяне особенно сильны. Поэтому даже в самое последнее время этот разбойничий обычай у них настолько возобладал, что, пренебрегая совершенно выгодами от земледелия, они всегда готовы совершать нападения на море, возлагая свою единственную надежду и все богатство на корабли. Но и в строительстве домов они не проявляют усердия и сооружают скорее хижины из прутьев, лишь по необходимости принимая меры против бурь и дождей. Всякий же раз, когда раздается гром войны, они прячут все обмолоченное зерно, а также золото и серебро, и всякие ценности в ямы, а жен и детей скрывают в укрепленных местах или по крайней мере в лесах. Так что врагу для разграбления не остается ничего, кроме хижин, утрату которых они очень легко переносят.

Helmoldi Cronica Slavorum. Hannoverae; Lipsiae, 1909. P. 23—25, 37, 38, 43—44, 70—71, 77, 123, 158—160, 161—162, 165, 171—175, 214, 216—217, пер. В. К. Ронина.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Видукинд Корвейский. Деяния саксов / Вступ. статья, пер. и прим. Г. Э. Санчука. М., 1975.

Гелъмольд. Славянская хроника / Вступ. статья, пер. и прим. Л. В. Разумовской. М., 1963.

Грацианский Н. П. Полабские славяне в борьбе с немецкой агрессией в середине века (X—XII вв.) // Вековая борьба западных и южных славян против германской агрессии. М., 1944.

Доннерт Э. Данные немецких источников раннего средневековья о славянах и программа восточной экспансии у Титмара Мерзебургского // Средние века. М., 1965. Вып. 27.

Королюк В. Д. Славяне и восточные романцы в эпоху раннего средневековья. М., 1985.

Ронин В. К. Международно-правовые формы взаимоотношений славян и империи Карла Великого: Союз и вассалитет // Сов. славяноведение. 1982. № 6.

Его же. О «власти» Карла Великого над славянами // Там же. 1984. № 1.

Савчук В. С. Историки ГДР о некоторых вопросах социальной структуры полабских славян // Вопросы истории славян. Воронеж, 1972.

Его же. Некоторые вопросы экономического развития полабских славян в работах историков ГДР // Вопросы историографии и источниковедения славяно-германских отношений. М, 1973.

Саливон А. Н. Ободритьг Некоторые вопросы общественно-политического строя // Сов. славяноведение. 1981. № 4.

Его же. Вильцы-лютичи // Там же. 1983. № 2.

Санчук Г. Э. Особенности формирования этнического самосознания у полабских славян (VI—X вв.) // Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. М, 1982.

Черниловский 3. М. Возникновение раннефеодального государства у прибалтийских славян. М., 1959.

Brachmann H. J. Slawische Stamme an Elbe und Saale. Berlin, 1978

Brankack J. Studien zur Wirtschaft und Sozialstruktur der Westslawen zwischen

Elbe/Saale und Oder aus der Zeit vom 9. bis zum 12. Jahrhundert. Bautzen, 1964.

Die Slawen in Deutschland: Ein Handbuch. Berlin, 1974.

Herrmann I. Siedlung, Wirtschaft und gesellschaftliche Verhaltnisse der slawischen

Stamme zwischen Oder/Neisse und Elbe. Berlin, 1968.

Labuda G. Fragmenty dziejow Slowianszczyzny zachodniej. Poznan, 1960—1975. T. 1-3.

Leciejewicz L. Slowianszczyzna zachodnia. Wroclaw i inn., 1976.

Lowmianski H. Poczatki Polski. Warszawa, 1973. T. 5.

Slowianszczyzna polabska miedzy Niemcami a Polska. Poznan, 1981.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ КЛАССИКОВ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА

Маркс К.. Капитал. Т. 1, гл. 24; Т. 3, гл. 47 // Маркс К-, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23; Т. 25. Ч. 2.

Его же. Наброски ответа на письмо В. И. Засулич // Там же. Т. 19.

Его же. Формы, предшествующие капиталистическому производству. М., 1940.

Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии // Маркс К-, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 7.

Его же. Марка // Там же. Т. 19.

Его же. Развитие социализма от утопии к науке // Там же.

Его же. Франкский период // Там же.

Его же. О разложении феодализма и возникновении национальных государств // Там же. Т. 21.

Его же. Происхождение семьи, частной собственности и государства //

Там же.

Его же. Юридический социализм // Там же.

Его же. Дополнения к третьему тому «Капитала» // Там же. Т. 25. Ч. 2.

Ленин В. И. О государстве // Полн. собр. соч. Т. 39.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

(Для перехода обратно к основному тексту щёлкните по номеру примечания.)

1. Витцан — первый известный по имени князь ободритов, погиб в 795 г. как союзник Карла Великого в его войне против саксов.

2. Океан — Балтийское море.

3. Имеются в виду, по всей вероятности, саксы и ободриты.

4. Трансальбинцы — саксонские племена, жившие к северу от Нижней Эльбы.

5. Свентана – совр. Швентанафельд около Борнхефеда в Гольштейне (ФРГ).

6. Рерик — вероятно, совр. Мекленбург близ Висмарской бухты (ГДР), где находилось торговое поселение — эмпорий.

7. Убит в 809 г. в своей резиденции в Рерике людьми Годофрида.

8. Дворец императора Людовика Благочестивого (814—840) в Ахене.

9. На генеральное собрание имперской знати во Франкфурт.

10. На собрании имперской знати в Ингельхейме.

11. Тунгло — один из видных представителей сербской знати, которого еще прежде обвиняли при франкском дворе в неповиновении.

12. Кезигесбург — совр. Кезиц близ Кетена в междуречье Заале и Мульде (ГДР). 

13. Людовик Немецкий — восточнофпанкский король (826—876).

14. Генрих I Птицелов — немецкий король (919—936).

15. Валлислеву — совр. Вальслебен близ Вербена в Альтмарке (ГДР).

16. Бернхард — саксонский маркграф.

17. Лункини — совр. Ленцен в Пригнице (ГДР). Битва произошла 4 сентября 929 г.

18. В 939 г.

19. Оттон I — немецкий король (936—973), с 962 г. — римский император.

20. По-видимому, увел в плен после победы над гаволянами в 929 г.

21. Бреннабург — Бранденбург на р. Хафель (ГДР).

22. Около 30 местных князей были в 938 или 939 г коварно уничтожены саксонским маркграфом Геро Железным.

23. Речь идет о восставших в 955 г. племенах ободритов и вильцев.

24. Руаны, руяне, или ране, - славянское племя, жившее на о. Рана в Балтийском море (совр. о. Рюген, ГДР).

25. Стойнеф, или Стоигнеф, - князь ободритов, предводитель восстания полабских славян, разгромленного саксами в 955 г. на р. Ракса (совр. Рекниц в Мекленбурге, ГДР).

26. Редегост — Ретра, центр культа бога Радигоща, находившийся скорее всего на западном берегу оз. Толлензезее.

27. Сварожич — возможно, второе имя бога Радигоща.

28. Альдинбург, слав. Старигард — совр. Ольденбург близ Кильской бухты (ФРГ).

29. Магнополь, слав. Велиград — совр. Мекленбург близ Висмарской бухты.

30. Рацисбург, слав. Ратибор —совр. Ратцебург в Гольштейне (ФРГ).

31. Димин, слав. Дымин — совр. Деммин на р. Пеене (ГДР).

32. Редигаст или Радигощ — местное языческое божество.

33. Юмне — совр. Волин в Западном Поморье, в северо-вост. части устья Одры (ПНР).

34. Хронист объединяет два разных события — восстания полабских славян 983 и 1018 гг.

35. Фембре — вероятно, совр. Фемарн, небольшой остров в Кильской бухте, неподалеку от Ольденбурга.

36. Тук — жир.

37. Цитата из Библии (Второзаконие, 32,14) — обобщенный образ изобилия.

38. Эти поместья близ Любека были в конце X в. фактически отобраны ободритскими князьями у епископов Ольденбургских.

39. Наиболее вероятная дата — 1057 г.

40. Ошибка Гельмольда, неправильно понявшего текст Адама, откуда он позаимствовал основную часть этих сведений.

41. В Ольденбурге, во время поездки Гельмольда в свите епископа Герольда по славянским землям в 1155–1156 гг.

42. Прибислав — князь вагров и полабов (1131—конец 1150-х гг.).

43. Адольф II Голштейнский, которому подчинялись в середине XII в. вагры и полабы.

44. Неподалеку от Киля (ФРГ).

45. Генрих Лев — герцог Саксонии и Баварии (1131—1181).

46. Никлот — князь ободритов (1131—1160).

47. Илове, или Илинбург в Мекленбурге (ГДР).

48. Миклинбург — совр. Мекленбург.

49. Зверин — совр. Шверин.

50. Модий — мера веса, составлявшая около 26 кг.

Hosted by uCoz