Версия для распечатки (файл doc в архиве zip)

 

1. Вильцы-лютичи-велеты: их древность, этнический состав, происхождение названий и др.

2. Ретра. Боги..

3. История.

ИСТОРИЯ ВИЛЬЦЕВ-ЛЮТИЧЕЙ

Общепринято деление славян на восточных, западных и южных.

Различные историки несколько по-разному разделяют славянские племена на эти три группы. О южных славянах, живущих преимущественно на Балканах, мы здесь говорить не будем. К восточным славянам относят примерно тех, кто потом составили государство Русь.

Западные славяне – это множество племен, селившихся от балтийского берега Европы и дальше на юг (вплоть до мест расселения южных славян). В том числе тех славян, которые в прошлые века занимали обширные пространства на берегу Балтики, принято называть балтийскими славянами.

По словам Й. Херрмана, они расселились на территории южного побережья Балтийского моря от устья Одера (на востоке) до Кильской бухты [1] (на западе) не позднее конца VI в. Йоахим Херрман всех балтийских славян делит на три большие группы: руян (жителей острова Рюген), ободритов и вильцев-лютичей. Вообще-то восточнее лютичей жили еще поморяне (от низовий Одры (Одера) до низовий Вислы). И с нашей точки зрения, то есть с точки зрения настоящих восточных славян, поморяне – это тоже западные славяне. Но Йоахим Херрман в данном случае применяет другую терминологию и их (поморян) со своей точки зрения к западно-балтийским славянам уже не причисляет. Для начала имеет смысл очень коротко сказать о них всех и об их расположении на карте Европы.

 

Руяне (ругины, руги, рюгенские славяне, раны) впервые появляются в источниках VII века в связи с попытками англосаксонских миссионеров распространить христианство на Балтике.

В 738 г. во время похода Карла Мартелла франкам стали известны «вильцы» (с X в. называвшиеся также лютичами); новый поход против них совершил в 789 г. Карл Великий; союзниками Карла в борьбе против вильцев стали ободриты, (другой племенной союз из балтийских славян), часто воевавшие с вильцами-лютичами «из закоренелой вражды», как отмечают франкские анналы под 808 г.

 

1. Вильцы-лютичи-велеты: их древность, этнический состав, происхождение названий и др.

Вполне возможно, что вильцы, они же лютичи, они же велеты (об этом их названии еще будет говориться далее), жили на берегу Балтики задолго и даже очень задолго до похода Карла Мартелла. А.Ф. Гильфердинг в «Истории балтийских славян» говорит, что о неких вельтах и пенянах, живших там, писал еще Птолемей: «Наконец, у него являются на Балтийском поморье уже и племена с чисто славянскими названиями: Поляне (<…>[2]), Пеняне (<…>[3]), Вельты (<…>[4]). Наиболее определенно говорит он о Вельтах и отводит им жилища на южном берегу Балтийского моря, на запад от племен Литовских (Осиев, т.е. Литвы), и Карвонов и Кареотов, т.е. Куронов или Корси, жители нын. Курляндии)[5]. Таким образом уже во II в. славянское племя Велетов (которые иначе прозывались Лютичами) обитало на Балтийском поморье…».

Но, правда, никаких других сведений о проживании вильцев-велетов на Балтике в несколько следующих веков мы не имеем, и достоверные данные о них начинаются, как было уже сказано, только с 738 года.

 

Как говорит средневековый хронист Гельмольд в «Славянской хронике», вильцы или лютичи – это союз славянских племен, в который В ІХ-ХІ входили хижане (они же кыцины или кессины), черезпеняне [6] (они же цирципаны или жиржипане), доленчане (доленцы или толленсы – по названию озера Толлензее – это немецкое его название, а славянское название было, видимо: Доленское озеро или Доленце, от слова «долина») и редарии (ратари, ретряне [7]). О союзе из четырех племен говорит и так называемый «баварский географ». Но современные историки уточняют, что в действительности, кроме этих племен в лютичский союз входили и некоторые другие (см. рис. 1). Причем, кроме четырех вышеупомянутых племен, про некоторые другие племена историки точно не знают, относились ли они к лютичам. В частности, неясно, к ободритам или лютичам следует отнести большое племя древан, занимавших левый берег Эльбы по линии Гамбург – Магдебург, а также и линян (глинян), живших на правом берегу Эльбы. Подробнее о племенах лютичского союза говорится в книге Л. Нидерле «Славянские древности»  [8] :

«…хижане, череспеняне, доленчане и ратари, союз которых характеризовался прежде всего общим культом богов и общим храмом в исстари известной Ретре. …

Рис. 1

Из четырех главных племен, образовавших союз велетов, на первом месте были ратари, ретряне (в написании их наименования источники значительно расходятся), князь которых являлся великим князем всех лютичей. Обитали они вокруг города, первоначально называвшегося Ридегост (Riedigost), позднее Ретрa, в котором находился известный храм бога Сварожича Радогоста c оракулом, куда славяне отовсюду совершали паломничество. Адам Бременский называет Ретру Civitas vulgatissima, sedes ydololatriae, в другом месте он же пишет «metropolis Sclavorum». Ретра была уничтожена Лотарем примерно в 1127 году. Где она находилась, установить до сих пор не удалось, несмотря на усиленные поиски немецких археологов. Обычно полагают, что она находилась либо у Нойстрелица, либо у озер Мюрицерзее — Толлензее (Долензее). Где-то здесь, среди болот и трясин этого края, и обитали ратари.

 

 

Ближайшими соседями ратарей были доленцы, доленчане (Тоlensani, область Dolenz), область заселения которых простиралась на север к реке Пене и на юг к девственному лесу между Доленским озером и рекой Укрой. Дальше жили череспеняне (Cirzipani), называвшиеся так потому, что, как это правильно объясняли уже Адам Бременский и Гельмольд, они обитали за рекой Пеной (Peene) (через — древнеславянское чрезъ). От доленчан и ратарей их отделяла река Пена, на севере же они доходили до укрепленного пункта Бурле на Варне. Главными укрепленными пунктами череспенян были Дымин (Demmin), Велигост (Velgast) и Гоцков (Gutzkow). Позднее в Цирципанию включалась и prov. Tribucensis на реке Требел, a также Барта, находившаяся на побережье, напротив острова Руяна. Между череспенянами, ободритами и варнами на побережье обитало четвертое лютицкое племя кыцины, или хижане, название которых произошло от славянского хыжь (рыбацкая хижина; это слово перешло в немецкий язык в форме Kietz, Kietzin).

Помимо только что перечисленных четырех основных лютицких племен, источники называют по соседству с ними еще ряд родов и племен, принадлежность которых нам неизвестна. Все же, учитывая местоположение их поселений и сравнивая с установленными Мукой границами сербского народа, их также можно считать частью племени лютичей или по крайней мере наиболее близкими им племенами. К ним относятся моричане (Morizi), обитавшие между Мюрицким и Доленским озерами, и другие (моричане — Morezini), обитавшие на Эльбе против Магдебурга, рядом с областями Србиште и Плони. Дальше на реке Гавола помещались два сильных племени: брижане (Brizani) — в области, называющейся теперь Пригнитц, c городом Гасельберг (буква «с» - опечатка?), и стодоряне (Stoderane), именовавшиеся также гаволянами [9] (Hevelli, Heveldi), городами которых были и Бранибор (Brennaburg, Brandenburg) и Поступим (Потсдам)[10], упоминающийся уже в 993 году. Частью брижан, по-видимому, был небольшой округ Нелетичи (Nieletici) между рекой Степенице (Stepenitz) и Доссою (Dosse), a также, вероятно, и племя линяне, или глиняне (латинское написание этого названия здесь искажено: Linones, Lini, Liuni, Lingones, Linoges и т. д.) [11], занимавшие правый берег Эльбы за полабами и рядом c варнами, вплоть до реки Степенице. K более мелким племенам, перечисленным в императорских и папских грамотах, относятся также лисичи у Эльбы, семчичи у реки Струмени (Струмы), минтга рядом с глинянами, дассиа (Dassia), или доксаны, у города Висока (Wittstock), любушане у Любуша (Lebus) на Одере, шпреяне по среднему течению Шпрее и Плоне в окрестностях Бельцига. Все они были ближе к лютичам, чем к сербам [12].

Вместе с тем неясно, лютицкими или, может быть, поморскими были племена, заселявшие угол между нижним течением Одера и реками Пена и Доленца, по которому протекала река Укра (Uecker). Адам Бременский и Гельмольд считают границей лютичей Одер и поэтому упоминают эти племена вместе c лютичами. Это были прежде всего укране (Ucrani, Ucri), обитавшие вдоль течения реки Укры, a рядом c ними находились и другие, уже более мелкие племена и населенные ими округа: речане (Riezani), плоты (Ploth), хорицы, мезиречи (Mezirech), грозвины, ванзлы, востроги (Wostroze). Bсe их поселения располагались между нижним течением Одера, верховьями Гаволы и рекой Пеной».

Вероятно, в какие-то времена граница между лютичами и поморянами действительно проходила по Одеру (Одре). Гильфердинг пишет об этом: «По обеим сторонам Одры находятся многочисленные следы старинных валов и «городов», которые, вероятно, относятся к тому времени, когда Одра разделяла враждебные племена Поморян и Лютичей, и составляли их обоюдную оборонительную линию».

Особую и чрезвычайно важную с исторической точки зрения группу образовывали также племена, населявшие острова, расположенные в заливе, образуемом Одером: Узноим, Волин и Руян. B отношении этих племен также трудно определить, принадлежали ли они к лютичам или к поморянам. Известно, что Руян был отдельным государством, но не исключено, что в некоторый период времени он находился в тесном союзе с лютичами. То же самое можно сказать и про Волин. Есть сведения, что в некоторый период истории это, возможно, был город-государство, но оно, возможно, подчинялось королю Руяна, но не исключено и то, что оно находилось в союзе с лютичами. Достоверно известно только то, что в 1124 г. и далее Узноим и Волин точно принадлежали уже поморянам.

 

 

Точно неизвестно, являются ли названия термины «вильцы» и «лютичи» самоназванями славян, входивших в этот союз. (Возможно и скорее всего, самоназвание их было велеты – об этом будет сказано дальше.) Хотя и то, и другое – вильцы и лютичи – это слова славянского происхождения. Вильцы – означает волки (древнеславянское влък, польское wilk, множественное число wilci). Лютичи, по одной версии, – это фактически синоним первого названия (лютичи – лютые, именно в смысле: лютый, как волк). По другой версии слово Lutici может означать: потомки Люта (от древнеславянского лютъ — жестокий). Черты национального характера вильцев, по крайней мере в той степени, в которой они известны нам по историческим памятникам, действительно совпадают с этими эпитетами. Вильцы всегда характеризуются источниками как самый мужественный и самый воинственный славянский народ, и этой характеристике они обязаны прежде всего проводившейся ими с VIII по XII век упорной борьбе против германского господства и насаждения среди них христианства. Ни один славянский народ не вел в то время такой упорной, ожесточенной борьбы с немцами. Отсюда и возник эпитет Vіlсі (волки), Lutici (лютичи), то есть, вполне возможно, что вильцами и лютичами их называли те, против кого они воевали: франки, а потом германцы.

Благодаря такой мужественности и воинственности вильцы-лютичи часто упоминаются в средневековых хрониках и поэтому наименование «вельт» проникло и в скандинавские саги, и в русские былины, в которых народная традиция сохранила его в значении великана.

В связи с уже упомянутым наименованием «вельт» надо сказать, что, возможно, именно самоназвание лютичей было: велеты (Velti). Но этимология этого слова как раз затруднена: то ли от слова «великий», то ли это слово связано со славянским корнем Vel – magnus (см. русское волот). Причем некоторые историки полагают, что как раз это название – велеты – не славянское и дано не славянами. В некоторых источниках слово «велеты» принимает форму «велетабы». В «Анналах королевства франков» именно это слово дано, как их самоназвание: «Есть в Германии некое племя славян, живущее на берегу Океана, которые на собственном языке зовутся велатабами, на франкском же вильцами».

 

В данной выше цитате из статьи «Сербы, полабы, поморяне» сказано, что князь ратарей являлся великим князем всех лютичей. Но это сказано не совсем точно. Дело в том, что Титмар Мерзебургский говорит: «Во главе всех тех, которые вместе называются лютичами, не стоит какой-либо особый государь. Обсуждая на собрании свои собственные нужды, они все единодушно приходят к согласию о том, что следует предпринять. Если же кто-либо из сограждан им на собрании противоречит, то его бьют палками, а если он и вне собрания открыто противится, то либо все его добро подвергают сожжению и полному разграблению, либо он в их присутствии уплачивает в соответствии со своим рангом необходимую сумму денег» (Титмар Мерзебургский [13], 1012–1018 гг., "Хроника"). То есть каждое из племен лютичского союза управлялось своим князем, а в целом лютичский союз был вечевым государством (или, точнее, все же протогосударством) наподобие Новгородской республики.

 

Правда, об истории лютичей до конца 780-ых годов историкам вообще ничего не известно, может быть, в то время они и имели единого великого князя. Плюс к тому, известно, что в 789 г. у лютичей действительно был единый великий князь Драговит (или Драгувит, Дражко), но, по одним данным, после этого больше никому не удавалось объединить их под властью одного человека.

По другим данным (сайт «Генеалогия.ру», раздел «Восточная Европа»), говорится:

«Лютичи (велеты, вильцы) (ок. 700 - 1157).

Бранденбург (Сев.-Вост. Германия). Стол. Ретра (Радигощ).

ок. 700 - 1070 союз племен моричан, спреван, гаволян (стодорян), брежан, ратарей, укров, доленчан, хижан, череспенян во главе с выборным князем.

Драгувит (Дражко) (ок. 780 - 810).

Любый, сын (ок. 810 - 30).

Мелигаст, сын (ок. 830 - 60).

Челадраг, брат (ок. 860 - 70).

Гнеус (Гневой) (ок. 980 - 95).

ок. 1070 - 1157 в составе Вендского княжества.

С 1157 маркграфство Бранденбург».

Как примечание к только что сказанному можно добавить, что по другим данным (А.Ф. Гильфердинг «История балтийских славян») князь Любый (он же Люб) умер, а точнее погиб, не около 830 г., а несколько раньше, в начале 820-х годов. Об этом ниже еще будет сказано.

 


Примечания к главе 1

[1] Кильская бухта – бухта в юго-западной части Балтийского моря, у берегов Германии, у основания Ютландского полуострова.

[2] Здесь у Гильфердинга стоит слово по-гречески, т.е. как по-гречески писалось слово «поляне».

[3] Аналогично про пенян.

[4] Аналогично про вельтов.

[5] Кажется, у Гильфердинга здесь стоит лишняя одиночная скобка.

[6] То есть те же, кого Птолемей называл просто пенянами?

[7] Причем наиболее правильным названием, видимо, является ратари или ретряне, т.к. название этого племени, по всей вероятности, происходит от названия города Ретра, о котором еще пойдет речь дальше..

[8] Глава из книги Л. Нидерле «Славянские древности», откуда взята эта цитата, есть в виде отдельного файла: «Сербы, полабы, поморяне» (но в оригинале, в кн. Нидерле, глава имеет только номер без названия).

[9] Стодор – это область, расположенная по р. Гаволе (Гавеле) на территории теперешнего Бранденбурга. Таким образом название «гаволяне» связано с рекой Гаволой, а назв. «стодоряне» - с названием области Стодор.

[10] Вероятно, под Гасельбергом здесь имеется в виду Гавельберг. Название этого города сходно с названием гаволян (стодорян). Но и в данной выше цитате сказано и также, например, В.В. Гедеонов пишет, что Гавельберг был городом брижан. См. также: «Альбрехт Медведь, потерпевший неудачу в своих хищнических устремлениях к Пеней Поморью, особенно стал прилагать усилия к тому, чтобы прочно и окончательно утвердиться в долине Гавелы. Гавельберг — столица брижан — был уже в его руках; оставалось захватить столицу гаволян — Бранибор». (Проф. Н. Грацианский «Крестовый поход 1147 г. против славян и его результаты»)

Но, кстати, в примечаниях к работе Йоахима Херрмана «Ободриты, лютичи, руяне» упоминается, что гаволяне в ранний период их истории в состав лютичей не входили: «Бранденбург расположен не в коренной области вильцев, а в земле гаволян, о вхождении которых в племенной союз лютичей в VIII-IX вв. нет никаких сведений; напротив, гаволяне упоминаются наряду с вильцами как самостоятельная общность».

Согласно "Баварскому географу" (сер. IX в.), племенные союзы вильцев и ободритов состояли каждый из четырех союзных племен. Четырьмя коренными племенами вильцев-лютичей были кессины, жиржипане, толленсы (от оз. Толлен) и редарии – точно так же, как пишет и Гельмольд.

[11] Но в других источниках можно встретить сообщения, что линяне (или глиняне) входили в состав ободритского союза. На карте (выше) они и отнесены к ободритам.

[12] Но, тем не менее, В.В. Седов пишет про линян, что они «по свидетельству "Франкских анналов", находились в начале IX в. в союзнических отношениях с велетами». То есть были союзниками велетов-лютичей, а не входили в лютичский союз.

[13] Или Дитмар Мержиборжский. Но так его крайне редко называют.

 

____________________________________

 

2. Ретра. Боги

Как и все балтийские славяне, лютичи были язычниками. И, говоря о лютичах, прежде всего вспоминают их главное святилище – г. Ретра.

И для начала нужно кратко сказать, что о главном святилище лютичей мы имеем несколько разные данные от Титмара Мерзебургского и других хронистов.

Первое упоминание об этом святилище мы встречаем в той же «Хронике» Титмара Мерзебургского: «Есть в округе редариев некий город, под названием Ридегост …Снаружи, как это можно видеть, стены его украшают искусно вырезанные изображения различных богов и богинь. … Главный из них зовётся Сварожич». По поводу того, о каком городе здесь говорится, у историков нет сомнений: о Ретре. Но у Титмара она названа Ридегостом. А главный бог назван Сварожичем. По описанию Титмара Мерзебургского, город лежал среди большого леса на берегу Доленского озера. Лес этот считался священным и неприкосновенным. Внутри города, куда вели трое ворот, стояло только одно деревянное святилище, стены которого были украшены снаружи рогами зверей, а изнутри резьбою с изображением богов и богинь. В святилище стояли грозные статуи богов, одетые в шлемы и панцири, и первое место среди них занимал идол Сварожича.

Но достаточно скоро после этого Адам Бременский в «Деяниях архиепископов…» и Гельмольд в «Славянской Хронике» называли тот же город Ретрой, а главного бога Ретры – Редегастом: «Их (редарей) город повсюду известен, Ретра, центр идолопоклонства. Здесь выстроен большой храм для богов. Главный из них — Редегаст. Идол его сделан из золота, ложе из пурпура. В этом городе девять ворот, и со всех сторон он окружен глубоким озером. Для перехода служит деревянный мост, но путь по нему открыт только для приносящих жертвы и испрашивающих ответы» (Это пишет Гельмольд, но известно, что в его «Славянской хронике» есть немало данных, которые просто процитированы из «Деяний архиепископов…» Адама Бременского, или взятая оттуда информация пересказана Гельмольдом своими словами – так и с этим фрагментом – он взят из Адама[1]). И другие хронисты, писавшие о Ретре, использовали уже именно такие названия: город – Ретра, главный бог – Редегаст (Радегаст).

То есть у Титмара Ридегаст – это город, у остальных хронистов Радегаст – бог. Как это объяснить, не совсем понятно. (Некоторые историки предполагают, что город был переименован и сначала действительно назывался Ридегостом, а потом Ретрой.)

 

И, как говорят Титмар и Адам Бременский, храм Радегаста в Ретре пользовался чрезвычайным уважением и почестями со стороны всех славян.

 

Пишет Титмар Мерзебургский («Хроника», VI, 17. 1005 г.):

«Есть некий город в области ратарей, именуемый Радигост, треугольный, с тремя воротами, который отовсюду окружает большой лес, жителями не тронутый и почитаемый[2]. Двое ворот открыты для всех входящих; третьи, обращенные к востоку и самые маленькие[3], указывают дорогу к озеру, расположенному рядом и видом весьма ужасному. В нем [городе] нет ничего, кроме храма из дерева, искусно сооруженного, который, как основы, поддерживают рога разных зверей. Его стены снаружи украшают изображения богов и богинь, удивительно вырезанные, как видно рассматривающим; внутри же стоят боги рукотворные, с вырезанными на каждом именами[4], грозно облаченные в шлемы и кольчуги, из которых первый зовется Сварожич и больше остальных всеми язычниками почитается и чествуется. Знамена их, кроме как в случае похода, притом пешего, никогда не трогаются[5]. Для тщательного соблюдения этого туземцами приставлены особые служители. Когда они сходятся, чтобы умолить этих идолов или смягчить их гнев, то большинство садится (некоторые же стоят) и, поочередно бормоча тайком, с трепетом вскапывают землю и, бросив туда жребии, узнают об определенных спорных вещах. Окончив это и скрыв все дерном, коня, который величайшим среди коней считается и как священный почитается, проводят с молитвенным преклонением через воткнутое в землю сооружение из двух перекрещенных копий. И, учтя жребии, которыми ворожили сначала, этим якобы божественным способом гадают снова. И если в двух этих случаях знамение совпадает, дело вершат; если же нет, то опечаленный народ от него вовсе отказывается. Утверждает древность, обманутая разными заблуждениями, что если когда-нибудь им будут угрожать трудности жестокой долгой смуты, то из упомянутого озера выйдет большой вепрь с белоснежными клыками, сияющими в пене, и, нежась в грязи, многим предскажет ужасное потрясение[6]».

Немного другой перевод того же фрагмента текста – такой перевод дан в статье «Ободриты, лютичи, руяне» Й. Херрмана: «Для тщательного сбережения святилища назначают туземцы особых жрецов. Когда собираются там для жертвоприношения божкам или во искупление их ярости, жрецы могут сидеть, в то время как все остальные стоят; таинственно бормочут они все вместе и, трясясь, разгребают землю, чтобы бросанием жребия обрести уверенность в вопрошаемых вещах. Затем покрывают они жеребья зеленым дерном, крестообразно втыкают в землю два копья и со смиренной покорностью проводят над ними жеребца, который, как самый крупный из всех, почитается ими священным; получив сначала ответ в падении жребия, о том же самом они затем вопрошают божье животное. Совпадут оба раза признаки - тогда они осуществят это. Иначе же народ воспротивится».

Такое почитание коня и обряд гадания с помощью коня очень похожи на аналогичный обряд, существовавший в Арконе у рюгенских славян (руян). Священный конь и подобный обряд гадания с его помощью были и у поморян.

 

Но Адам Бременский («Деяния священников Гамбургской церкви») пишет уже иначе: «Есть еще и другие славянские племена, которые живут между Лабой и Одрой… из всех них самыми могущественными являются ратари, живущие в центре…

Их город - … Ретра - седалище идолослужения, там построен огромный храм в честь демонов, главный из которых Радигост. Изображение его сделано из золота, ложе из пурпура. Самый город имеет девять ворот и окружен со всех сторон глубоким озером, через которое для перехода построен бревенчатый мост, но через него разрешается переходить только идущим ради жертвоприношения или вопрошения оракула…».

Здесь не только название города и бога изменены, но и в описании города Адам упоминает девять ворот, а не трое, как говорит Титмар.

Кроме того, Адам и Гельмольд говорят о статуе Радигоста из золота (а ложе из пурпура), а Титмар говорит только о храме из дерева, но о материале, из которого сделана статуя Сварожича ничего не упоминает.

Далее пишет Гельмольд («Славянская хроника»): «Их четыре племени и они называются лютичами, или вильцами; из них хижане и череспеняне, как известно, обитают по ту сторону Пены, ратари же и долечане желали господствовать вследствие того, что у них имеется древнейший город и знаменитейший храм, в котором выставлен идол Радегаста и они только себе приписывают единственное право на первенство потому, что все славянские народы часто их посещают ради [получения] ответов и ежегодных жертвоприношений…»

Он же: «Их (редарей) город повсюду известен, Ретра, центр идолопоклонства».

Как здесь уже упоминалось, и Титмар, и Адам также говорят о почитании Радегаста всеми славянами (имеются в виду, по крайней мере, все балтийские славяне).

Как Аркона у руян, Ретра была храмовым, а не была жилым городом, то есть там не было постоянных жителей.

 

О других богах лютичей упоминают Л.Нидерле и Н.М.Карамзин. Храм Геровита[7] (Яровита) был в г. Вольгасте у Гавельберга – это земля брижан. Причем Карамзин сообщает и такие подробности: «…Геровит или Яровид, бог войны, коего храм был в Гавельберге и Волгасте и подле которого висел на стене золотой щит».

В «Житии св. Оттона, епископа Бамбергского» (XII в.)[8] говорится, что в Волегоще (это старое, славянское название Вольгаста) было огромное святилище Руевита или Яровита, а в день прихода Оттона в Гавельберг этот город был увешан знаменами и справлял праздник Яровита. Кстати, на помещенной выше карте этот город почему-то назван: Ведегощ.

В том же житии Оттона Бамбегского упоминается, что церемониальная одежда жрецов Волегощи была белая.

Тот же Н.М.Карамзин упоминает лютичского бога по имени Приап.

Есть сведения о богине лютичей по имени Тригла.

Из хроники Пулкавы (XIV в.; использована более ранняя "Хроника Бранденбургской марки"): «В этом городе [Бранденбурге (Браниборе)] идол мерзкий с тремя головами чествовался обманутыми людьми, словно бог почитался» (Palm Т. Wendische Kultstatten. Lund, 1937. S. 95).

Пишет Захариас Гарцеус (бранденбургский хронист XVI в.): «В этом храме [на г. Гартунгсберг в Бранденбурге] стоял тройной идол, названный Тригла, которому вандалы с величайшим почтением поклонялись. Это было изваяние Дианы, ведь, как известно из Евстафия, греческого писателя, Диана также называлась Тригла. Этот же идол был через несколько лет после того увезен Христианом, королем датчан, когда тот изгнанником прибыл в [Бранденбургскую] Марку» (v Palm Т. Op. cit. S. 97). Бранденбург (славянское название: Бранибор) – это город лютичей, и потому ясно, что Тригла – богиня лютичей.

Кстати, учитывая то, что соседи лютичей поморяне имели бога Триглава, возникает догадка: не является ли богиня Тригла тем же видоизмененным Триглавом, которому в Бранденбурге-Браниборе стали поклоняться в женском обличьи?

Также в ряде источников сообщается, что известен такой факт: в середине XI в. в земле лютичей жило племя, поклонявшееся богам германцев Водану, Тору и Фрейе. (При этом ученые добавляют, что факт заимствования германцами образа Водана-Одина и Донара-Тора из кельтского пантеона «является общепризнанным».) И всего вероятней, что такое племя не было единственным, и верующих в этих богов среди южнобалтийского населения было даже боль­ше. Дело в том, что в начале первого тысячеления н. э. эти земли населяли германцы, которые потом оттуда ушли или были вытеснены славянами. Но некоторые группы германцев могли там и остаться (достоверно это неизвестно), смешавшись со славянами, ассимилировавшись ими, но сохранив веру в своих богов.

Наконец, еще один бог лютичей, о котором с сожалением цитирую из web-файла «Боги северо-западных славян»:

«Послание епископа Адельгота (1108 г.).

Фанатикам же их [(славян)] как только угодно бывает предаваться пиршествам, в дикости говоря: "Голов желает наш Прилегала", то следует совершать такого рода жертвоприношения. (Прилегала, как говорят, Приап и Белфегор бесстыдный.)

Отсекая головы на своих нечестивых алтарях, держат христианские чаши, полные человеческой кровью, и завывают ужасными голосами: "Достигли мы дня радости, побежден Христос, победил Прилегала победоноснейший!"

Иванов В. В., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М., 1965. С. 41». В нескольких местах в Интернете этот файл существует в таком виде.

Почему это приходится цитировать с сожалением? Потому что как этот текст выглядел на бумаге, мне не известно. Но в отсканированном виде в Интернете можно и в этой цитате, и еще в других текстах на многих сайтах видеть имя этого бога то через «л», то через «п» в середине, т.е. то Прилегала, то Припегала.

И понятно, что эта ошибка возникла при сканировании и распознавании текста. Программы распознавания текста в наше время еще нередко ошибаются и вполне могут ошибочно распознать «п» как «л» или «л» как «п». Изначально ошибка возникла в одном файле, а потом была скопирована во множество других файлов. Таким образом, диагностика возникновения ошибки не вызывает затруднения.

Но все же как будет правильно: Припегала или Прилегала?

Во многих файлах Интернета написано Прилегала, т.к., видимо, людям это написание кажется правильным и легко объяснимым: от слова «прилёг». Такое объяснение что называется «лежит на поверхности». Но не всё, что «лежит на поверхности», то правильно.

В серьезной работе Никоса Чаусидиса «Старинные образы южных славян» ее автор не только упоминает этого бога, как Припегалу, но и пытается истолковать значение его имени, именно с буквой «п» в середине, и делает это ссылаясь на Рыбакова: «Современные ученые часто обращали внимание на корневое значение имени Припегало. Рыбаков приводит его как название, связанное с затоплением земли (“прапруда” - обильный дождь), и, вообще, с растительной силой. Нодило его корень находит в словах южнославянских говоров: “прпор”, “прпорити се”, “прцати се” (кстати, “врвар” в греческом звучании, “брбар” - красный, (барбарис)) в значении завязи, распускания почек (кресень) (прпорак, прполак = почка)». Ну что касается толкования значение имени – это уже дело второе, а сейчас принципиально важно, что, видимо, правильно его писать все же через «п» в середине. При этом он добавляет о Припегале: «В известиях проповедников говорится, что Славяне кололи (и жертвовали) предателей – христиан, говоря, что это их Припегале угодно. Там же упоминая, что они, перед своими капищами, держали сосуды, полные крови, громогласно восклицая, что Припегала – победитель (кн.201 Стр.199; кн.379, Стр. 129). В оба обряда включен чин с обрядными сосудами с напитком. Во втором случае тоже держали сосуды с кровью (в руке), в то время как в первом, с напитком (может быть с вином), как заменителем жертвенной крови».

Л. Нидерле также пишет имя этого бога, как Припегала.

И в том же уже процитированном послание епископа Адельгота был упомянут лютичский бог Белфегор (кое-где его называют Балфегором, но это уже допустимо, не ошибка, просто неизвестно, как сказать точнее).

 

Где точно располагался главный храмовый город лютичей Ретра, современные ученые не знают. Известно, что она была в земле редариев. Так же есть такое высказывание хрониста о храме Ретры: «Говорят, что от Гамбурга до храма четыре дня пути» (Адам Бременский, «Деяния священников Гамбургской церкви»).

Попытки доказать расположение Ретры в том или ином месте предпринимались, но потом и оспаривались. В частности, Чудинов с доверием относится к выводам Шухардта, считающего, что раскопал Ретру, в то время как Нидерле пишет, что «попыткy Каpла Шyхаpдта идентифициpовать Ретpy, котоpая находилась где-то в южном Мекленбypге, с Шлоссбеpгом y Фельдбеpга также нельзя считать достаточно yбедительной» Точнее ничего не известно.

 

Наконец, интересно то, что, веруя в разных богов, балтийские славяне, а в том числе и лютичи с их святилищем в Ретре, руяне (Аркона), поморяне (Штеттин-Щетин) имели в своих культах некоторые явно общие черты: «Описание оракула в Ретре оставил Титмар. Саксон Грамматик оставил описание арконского оракула, а Герборд рассказал нам о Триглаве в Щетине. Повсюду главную роль играл посвященный богу конь, которого жрецы проводили через ряд скрещивающихся копий. Наряду с этим предсказания делались по напиткам, которыми наполнялись чаши, находившиеся в руках идолов, затем по черным и белым древкам, по полету птиц и т. д» (Л. Нидерле «Славянские древности»).

Как говорит Титмар Мерзебургский «Сколько округов в тех краях, столько там и храмов, в каждом из которых почитается неверными идол того или иного демона» (называть их языческими богами, а не демонами он, конечно же, не хочет). Свои святилища были и как минимум у некоторых других лютичских (или предположительно входивших в лютичский союз) племен. Были у лютичей и другие, кроме перечисленных, божества, но о них очень мало что можно найти в современной литературе.

 


Примечания к главе 2

[1] Причем А.Ф. Гильфердинг, отмечает, что описание Адама Бременского, по-видимому, не точно, т.к. если воспринимать его буквально, оно оказывается очень странным: Ретра окружена озером, через которое в город ведет только один мост, но при этом город имеет девять ворот со всех сторон (зачем?). Нонсенс.

[2] По другим переводам: «неприкосновенный и священный», «неприкосновенный и свято почитаемый».

[3] По другому переводу: «самые малые» - так все же точнее.

[4] Что означает, как минимум, какие-то зачатки письменности у лютичей.

Или, по другому переводу: «а внутри стоят идолы богов ручной работы, страшные на вид, в полном вооружении, в шлемах и латах, на каждом вырезано его имя».

[5] По другому переводу: «Знамёна их также никогда не выносятся оттуда, за исключением разве что военной необходимости; причём вынести их могут только пешие воины».

[6] По другому переводу: «Старинное, опутанное различными суевериями, предание свидетельствует, что когда им угрожает страшная опасность длительного мятежа, из названного моря выходит огромный вепрь с белыми, блестящими от пены, клыками, и с радостью валяясь в грязи, являет себя многим».

[7] Нидерле называет его: Геровитп.

[8] Во многих файлах в Интернете можно найти цитаты их «Жития Отгона», где подразумевается тот же самый епископ Бамбергский. Это опечатка. Правильно: «Житие Оттона».

____________________________________

 

3. История

Итак, перед тем, как рассматривать историю лютичей, отчасти повторим, а отчасти подробнее изложим некоторые основы, на которых стояло их государство.

Их главный культовый город – Ретра. Это был храмовый город, по описанию Титмара, в нем не было постоянных жителей. Там же, в Ретре, хранились военные знамена лютичей, Ретра была местом военных сборов.

 

Государство лютичей было вечевым. Великие князья у них были, но, за исключением Драговита (период правление: ок. 780-810 гг.), власть их была слаба. Реально всё или почти все решало вече, или общее собрание, а великий князь подчинялся его решению.

Читаем в статье «О роли языческих жрецов у лютичей»:

«Верховную власть в союзе лютичей осуществляло собрание (placitum)[1], заседавшее в Ретре[2]. Титмар следующим образом характеризует их общественное устройство: «Всеми теми племенами, которые вместе называются лютичами, не управляет один отдельный властитель. Рассуждая на сходке о своих делах, они единогласно все соглашаются относительно того, что следует сделать; а если кто из них противоречит принятому решению, то того бьют палками, а если вне собрания открыто противится постановлению, то либо его имущество предается огню и разграблению, либо он уплачивает в собрании определенную сумму денег, сообразную с его состоянием»[3]. Как видим, Титмар свидетельствует о значительной имущественной дифференциации среди лютичей. По мнению археологов, наиболее широкую прослойку господствующего класса составляла бурговая знать, а ее могущество основывалось на господстве над местным населением. Она была заинтересована в военных походах, дававших богатую добычу. Эта новая аристократия резко отличалась от старой родо-племенной знати и вела с ней борьбу за власть и влияние в обществе. Ниже стояли главы общин и больших семей, которым тоже доставалась часть военной добычи – рабы, скот и другое имущество».

Можно сказать так, как говорит В.Д. Королюк, что дальше неустойчивого племенного союза лютичи не пошли и центральная власть не получила у них никакого развития.

Или можно сказать так, как заметил И.А. Лебедев: «новгородская республика в малом виде без князя и посадника, управляемая боярами – вот подобие лютицкого союза».

 

Вообще не только о роли жрецов, но и о роли религии в жизни лютичей и о многих связанных с этим вопросах здесь не имеет смысла говорить подробно, т.к. самым подробным образом эти вопросы освещены именно в работе В.Н. Бодрухина «О роли языческих жрецов у лютичей» (107 страниц).

 

Известно, что лютичи имели письменность.

 

Все балтийские славяне со времен Карла Великого и позже так или иначе контактировали с франками, но самой мужественной и ожесточенной борьбой с последними прославились именно вильцы-лютичи.

Поначалу вильцы также заключали союзы с саксами (против ободритов) до тех пор, пока саксы не были включены в державу Карла Великого.

 

История вильцев-лютичей начинается с полулегендарных событий.

«Средневековый Утрехтский летописец сообщает, что лютичи-вильты поддерживали тесный союз с фризами и саксами, имели колонии в голландских землях - города Вильтбург и Славенбург. В окрестностях этих городов до XIX века сохранялось немало славянских названий - Воденице, Бела, Камнь, Свята и т.д.. Больше того, Утрехтский летописец сообщает, что лютичи вместе с саксами ходили на Британию еще со времен Хенгиста и Хорсы, с V века, и основали там город Вильтон и графство Вильтшир. Про те времена что-либо сказать трудно, но в VIII-XI веках лютичи не раз тревожили Англию набегами» (Л. Прозоров). Да, если говорить о V веке, эти факты, конечно, легендарны, то есть относиться к ним, как к чему-то точно известному, будет неправильно. Но... в какой-то мере и некоторые подтверждения этим фактам есть, тот же Прозоров упоминает: «Хомяков в позапрошлом веке, Мавродин в прошлом писали о славянских погребениях в Англии, но подробностей не привели. Что за погребения, почему славянские, осталось неизвестно».

В том же духе пишет В.В. Фомин, причем ссылаясь на другого, совсем уж авторитетного историка, Гильфердинга: «Лютичи, пишет Гильфердинг, любили дальние плавания и не раз ходили в Англию уже в VIII в., плавали они туда и три столетия спустя, и где их тогда знали, констатирует Забелин, как народ самый воинственный «на суше и на море». Говорят исследователи и о поселениях южнобалтийских славян в Нидерландах и Англии, и что в первой с VII-VIII вв. сущест­вовала колония лютичей-велетов. Столь масштабные действия на морских просторах в качестве пиратов и в качестве торговцев славяне могли вести только при наличии мощного флота, призванного также защищать побережье».

Хотя при этом надо сказать, что многие другие авторы предпочитают оставлять прошлое вильцев-лютичей до начала VIII века в неизвестности.

А достоверно известная история вильцев начинается именно в VIII веке, когда в 738 г. во время похода Карла Мартелла франкам стали известны "вильцы".

Потом в течение 50 лет мы опять не имеем о них никаких известий.

Новый поход против них совершил в 789 г. король франков Карл Великий. По «Хронике королевства франков» Эйнгарда «причина войны заключалась в том, что вильцы беспрестанно тревожили набегами ободритов, давних союзников франков, и не могли быть удержаны одними приказами», и Карл согласился им (ободритам) помочь. Впрочем, хотя никакие хроники не говорят о набегах вильцев (в то время) на территории франков, но, возможно, такие набеги все же были, и тогда, значит, у Карла была и такая цель: отучить вильцев от нападений на его империю.

Войска Карла Великого дошли тогда до крепости короля племенного союза вильцев Драговита (видимо, городище Форверк близ г. Деммин на р. Пене); союзником Карла в борьбе против и вильцев стал другой балто-славянский племенной союз, ободриты, часто воевавшие с вильцами-лютичами «из закоренелой вражды» или «из-за старинной вражды», как отмечают «Анналы королевства франков» под 808 г. (совершенно невозможно сказать, сколько эта вражда уже продолжалась до того времени, за исключением того, что в это время она уже была названа старинной).

В походе против лютичей тогда (в 789 г.) принимали участвовали франки, саксы, фризы, ободриты и лужицкие сербы. «Франки навели два моста через Эльбу, перешли реку и при поддержке союзников нанесли страшный удар лютичам. Хотя, согласно лето­писи, те дрались упорно, но устоять перед огромными си­лами союзников не смогли. Карл гнал вильцев до реки Пе­ны, все опустошая на своем пути. Их столица капитулиро­вала, их князь Драговит покорился и дал заложников. Карл был вполне удовлетворен и назначил Драговита великим князем вильцев» (Левандовский. «Карл Великий», глава 2). Раз Драговит принимал теперь титул от короля франков, то признавал свой формальный вассалитет, и Карл счел, что этого достаточно.

В 806 г. Карл Великий занял, создав немецкое укрепленное поселение, участок на правом берегу Эльбы напротив Магдебурга в земле племени моричан, которое, вероятно, помогало сербам в войне против Карла, прошедшей чуть раньше, в том же году (А.Ф. Гильфердинг («История балтийских славян», СПБ, 1974, с. 271 – эта книга есть в Интернете, см. ссылку в конце этого файла.)

808 г. Король Дании Готфрид, заключив союз с лютичами, глинянами и смольнянами, с нескольких направлений нанес удар по княжеству ободритов. Когда император Карл Великий, узнал о том, что его союзники ободриты в опасности, он срочно отправил на помощь им войско под командованием Карла Юного, но оно не успело подойти вовремя. Для ободритов это имело очень тяжелые последствия, в этой войне была разрушена их столица Велиград (или, как называли его датчане, Рерик). В результате всё, что смогло сделать после этого войско франков, это, в частности, - опустошило земли глинян и смольнян и выбило датчан из Нордальбингии[4].

С Готфридом начались мирные переговоры, хотя в действительности после этого и он, и Карл просто тянули время, накапливая силы для новой большой войны. Но в 810 г. Готфрид был убит своим телохранителем (как считается, то ли сработала агентура Карла, то ли имели место внутренние дворцовые интриги или личная месть, поскольку жестокий король многим успел насолить).

(Также в 810 г. или около того умер и великий князь вильцев Драговит. Правителем велетов стал его сын Любый (Правил: примерно с 810 по 830 гг.) Любый (или Люб, или Люба – так его называют, соответственно, Гильфердинг и Любавский) делил управление со своими братьями, но был среди них старшим и имел наивысшую власть в стране. Погиб в битве с ободритами.)

После этого лютичи продолжили войну одни, без датчан, захватив крепость в Саксонии. Но в 811-812 гг. против лютичей Карлом были предприняты два похода. В первом франки отбили и восстановили взятую ими крепость, во втором нанесли решительное поражение и взяли заложников.

 

Следующие несколько десятилетий жизнь велетов текла, видимо, мирно и только один раз была прервана войной, на этот раз с ободритами. Это столкновение произошло, вероятно, где-то в начале 820-х годов.

Гильфердинг говорит о событиях 822 года, что тогда ободриты и лютичи отправили к императору франков послов (также были послы от других славянских народов и от данов) на сейм, созванный в конце года во Франкфурте. «Послы Бодричей и Велетов явились к императору, вероятно, с обоюдными жалобами, и просили его посредничества, как бывало при Карле Великом. Между обоими племенами произошла война, в это ли именно время, или несколько прежде – неизвестно. Летописец, по-видимому, указывает на то, что в ней участвовали преимущественно восточные ветви Бодричей, непосредственные соседи Велетов. Впрочем, об этой войне мы знаем только, что в ней погиб в битве великий князь велетский, Люб». И нельзя сказать точно, когда он погиб, известно только что раньше мая 823 года.

После этого великим князем был избран и с этого времени и по 860 г. велетами правил старший сын Любого Мелигаст (Гильфердинг называет его Милогость, а Любавский называет – Милогост), а потом опять же примерно до 870 г. его брат Челадраг. Причем М. Любавский добавляет к этой смене власти интересную деталь: «Но так как этот Милогост стал править не по обычаям велетов, народ отобрал у него власть и вручил ее младшему брату Цалодрогу» (то есть Челадрагу). То же самое, короче, говорит Гильфердинг. После этого никакие великие князья лютичей вплоть до 980 года вообще не известны и считается, что после Челадрага велетский союз долгое время существовал без великого князя. Логически можно предполагать, что династия великих князей велетов пресеклась на Челадраге, и после этого лютичи вообще не стали выбирать себе нового единого великого князя.

Кроме этого, о данном периоде можно сказать только что «На рубеже IX-Х в. стодоране, по-видимому, непрочно связанные с велетским союзом, создали свое племенное образование. Интересно, что в это время и в культурном отношении территория этого племени (бассейн Хавеля-Шпрее) несколько выделяется от коренного велетского ареала». – пишет В.В. Седов (стодоране = гаволяне).

Когда люди видят угрозу от сильного противника, они объединяются, чтобы от него защититься. Когда же они получают возможность долгое время жить в мире, то забывают о том, что вместе защищаться легче.

В результате, как только теперь уже не франки, а германцы[5] (при Генрихе I Птицелове) стали вести более агрессивную политику против славян, стодоране оказались в числе первых жертв немецкой экспансии. В 929 г. их крепость Бранибор была взята, князь Тугомир пленен.

Следом за стодоранами произошло нападение на велетский союз и были разгромлены доленчане, была взятя их крепость Гана. (Также Гильфердинг очень подробно описывает битву при городе, который он называет Лжчин (но саму битву называет Ленчинской) в том же 929 г. в земле лютичей, во время которой погибло очень много велетов – см. с. 351-353.) Племена лютичей, жившие подальше от саксов, оставались на тот момент еще независимы. В 934 г. были побеждены и обещали платить дань укране (укры). В 936 г. редарии попытались восстать против германцев и перебили группу из 18 лучших людей из посланного против них немецкого войска, но новый германский король Оттон I сумел заключить с ними мир, и они согласились платить дань. К 940 г., используя внутреннюю борьбу среди полабских славян, германцы под предводительством Геро Железного дошли до р. Одер. Фактически это было присоединение земель лютичей к германскому государству. Как можно понять из комментариев к «Деяниям саксов» Видукинда Корвейского, даже еще до полного покорения лютичских племен на их землях для упрочнение власти германцев была образована марка Геро, или Восточная марка (охватывавшая не только земли лютичей, но и более южные славянские территории). И уже после ее создания к ней были присоединены в том числе укране. После смерти маркграфа Геро в 965 г. земли лютичей стали называться Северной маркой. И ободритская, и лютичская страна (и не только они) были обложены феодальными податями и церковной десятиной. Непосредственными вдохновителями этой захватнической феодальной политики были Магдебургское и Гамбургско-Бременское архиепископства, а также маркграфства Ост и Нордмарк; в Бранденбурге, Бабельберге и Ольденбурге были основаны епископаты (на карте здесь все марки – это именно территории, которые были присоединены в то время к государству германцев).

Захватническая политика германцев вызвала ожесточенное и длительное сопротивление славян, особенно проявившееся при смене германских правителей. В 936 г. против Оттона I (936—972) выступили полабские славяне и Чехия. Восстание полабских славян охватило многие племена (ротари, шпревяне, стодоряне, лужичане, слупяне) и продолжалось с 936 по 940 г. (одно из столкновений, в данном случае редариев с германцами, здесь уже было рассказано).

Особую роль в его подавлении сыграл маркграф Геро (Герон), роковое значение имело предательство гаволянского (стодорянского) князя Тугомира. Об этом мы читаем в «Деяниях саксов» Видукинда Корвейского (кн. II, гл. 21): «Был некий славянин по имени Тугумир, которого король Генрих оставил (20) и который, по закону племени, должен был как наследник своего отца стать государем тех, кого называют гаволянами. Получив большие деньги и соблазненный еще большими посулами, он обещал предать [свою] страну. Поэтому, сделав вид, будто тайно бежал, он прибыл в город под названием Бреннабург (21) и, признанный народом и принятый как государь, он вскоре исполнил то, что и обещал. Пригласив к себе своего племянника, который один оставался в живых из всех правителей племени (22), он, захватив его обманом, убил, а город со всей областью передал под власть короля. После того, как это произошло, все варварские народы вплоть до реки Одер равным образом покорились королю и стали выплачивать дань.

20 По-видимому, увел в плен после победы над гаволянами в 929 г.

21 Бреннабург — Бранденбург на р. Хафель (ГДР).

22 Около 30 местных князей были в 938 или 939 г. коварно уничтожены саксонским маркграфом Геро Железным.» (Герон пригласив к себе 30 князей гаволян в гости, во время пира, запер их в доме и пожег.)

А.Ф. Гильфердинг добавляет, что Тугомир после этого оставался князем гаволян вплоть до своей смерти (около 948 г.), и умер христианином.

По еще одной версии (упоминается, в частности, С.Д. Прямчуком) вышеупомянутое убийство 30 славянских князей произошло в 936 году. Герон пригласив к себе 30 славянских князей в гости, во время пира, запер их в доме и пожег.

В середине Х в. на территории лютичей создаются епископства (Гавельбергское, Браниборское). Германцы энергично старались христианизировать славян.

Тем не менее, как говорит В.В. Седов «Велеты продолжали активное сопротивление, в 50-х годах они отстаивали независимость вместе с ободритами».

Большое выступление против германцев произошло в 954-955 гг., которое началось с того, что восстал небольшой народ укров, живший на северо-востоке лютичского союза, а закончилось битвой на реке Ракса на территории ободритов. Закончилось оно в тот раз поражением славян. Еще несколько раз в следующие годы славяне пытались бунтовать и восставать против германцев, но сил для победы не хватало.

Почти 60 лет они терпели господство германцев над собой, платя им дань, но не оставляли попыток сбросить с себя их власть. Наконец (цитата из того же В. Седова) «в 983 г. велетские племена, объединившись в союз лютичей, подняли восстание и повели за собой ободритов».

Как говорит Гильфердинг (с. 391), уже даже несколько раньше этого года, уже в 977 г. они перестали повиноваться немецкому христианскому духовенству. Пока дело обходилось без насилия. Но все более и более раздражал их маркграф Дитрих, который после смерти Герона в 964 г. «получил северную половину его области и управление землею Стодорян и Лютичей». Наконец, их терпение лопнуло.

Поводом к восстанию именно в этот момент послужило, возможно, то, что в Восточно-Франкском королевстве (которое и завоевало лютичей в 929 г. при короле Генрихе I Птицелове) в 983 г. войска были отчасти оттянуты в Южную Италию, которую Оттон II пытался завоевать (уже владея Римом), но неудачно, и не перенеся поражения там, впал в уныние и болезнь, а в скором времени после начала восстания славян, там же в Риме 7 декабря 983 г., умер, и на трон был посажен его трехлетний сын Оттон III, но при этом претензии на престол предъявлял также Генрих Баварский, что в сумме создало на некоторое время ослабление власти германцев, чем и воспользовались лютичи. Как только восстание началось, посаженный немцами епископ Бранибора Волькмер и маркграф Дитрих сбежали без сопротивления (за что последний был отставлен от должности маркграфа). Все немецкое духовенство Бранибора попало в плен к лютичам. «В течение нескольких недель они освободили свою территорию и восстановили свой прежний племенной строй. В Ретре стало собираться "народное собрание", решавшее вопросы племенного союза. Языческий культ получил широкое развитие. В Ретре находилась главная святыня, одновременно это был сборный пункт для общих боевых походов. Как сообщают хронисты, роскошные языческие святилища возникли и во многих центрах племен, составлявших лютичский союз» (В.В. Седов).

В том же 983 г. были освобождены находившиеся до того некоторое время под властью ободритов хижане и череспеняне. Свободный, независимый лютичский союз был восстановлен, в него теперь входили четыре племени: ратари, доленчане, хижане и череспеняне.

 

При этом В.Н. Бодрухин замечает: «Шпрее-гаволянские племена находились в составе Гаволянского княжества, князья которого оставались христианами и проводили самостоятельную внешнюю политику».

 

По свидетельству Титмара Мерзебургского (4-я книга «Хроники»), в 985 г. германцы попытались в союзе с поляками, которыми правил тогда Мешко I, напасть на лютичей. Но нет никакой информации о том, что этот поход против славян был хоть сколько-нибудь успешным.

И по словам того же Титмара Мерзебургского, очень скоро после того лютичам довелось поучаствовать еще в одном конфликте, в войне Польши и Чехии за Силезию: «11. (9.) В то время Мешко и Болеслав, рассорившись между собой, наделали друг другу много зла». В редакторском примечании примечании к этой фразе Титмара говорится: «В 990 г. Мешко пытался присоединить к Польше чешскую Силезию». Читаем дальше: «Болеслав призвал к себе на помощь всегда верных ему и его предкам лютичей. Мешко же обратился за поддержкой к названной императрице». Здесь Болеслав – правитель Чехии; под обращением Мешко к императрице имеется в виду обращение его к германцам. Так лютичи поучаствовали в польско-чешском конфликте вокруг Силезии 990 года. Причем лютичи, по словам Титмара, заняли в этом конфликте, видимо, очень агрессивную позицию: «Ведь союзники Болеслава требовали, чтобы он никого из наших не оставил в живых» и здесь союзники – это, видимо, лютичи, а говоря «никого из наших», Титмар имеет в виду германцев. Впрочем, поскольку Мешко и Болеслав вскоре решили заключить мир, то кроме участия на словах, в настоящих военных действиях в этом конфликте лютичам поучаствовать так и не удалось, за исключением одного инцидента, рассказывая о котором, Титмар говорит о Мешко: «Возвращаясь оттуда, он осадил город, называемый … (название города неизвестно), и, поскольку горожане не оказали сопротивления, овладел им вместе с его владельцем, которого затем передал для казни лютичам. Те, не медля, принесли жертву своим богам-покровителям прямо у ворот города».

Причем интересно, что после этого, в 991 г., один из германцев по имени Кицо перешел на сторону лютичей. И, как пишет Титмар, лютичи, заметив, что он им полностью предан, вверили ему город Бранибор. «Однако, позже, смягчённый нашими уговорами, он передал под власть короля и город, и самого себя» (то есть сдал город германцам) - это уже в 993 г. Лютичи попытались отбить город, но сразу этого сделать не смогли. Только в 994 г. Бранибор снова перешел к славянам. (А, по-видимому, в то время Бранибор и стодоряне уже входили в велетский союз.)

 

Далее про 995 г. он пишет про германцев: «Король вторгся в [землю] ободритов и разорил [область] вильцев». Точнее – это был поход германцев и на лютичей, и на ободритов, в котором, правда, вынужденно, на стороне германцев участвовали и чехи. Хотя в целом Болеслав II Чешский симпатизировал лютичам и потому ранее, в войне за Силезию 990 года, призвал лютичей на помощь. В том же походе не вынужденно, а вполне сознательно участвовали на стороне германцев и поляки и даже лично польский князь Болеслав Храбрый. В итоге этот поход привел к непрочному миру между германцами и славянами.

 

Надо сказать, что попытка сотрудничества поляков и лютичей в 990 г. была исключением из общего отношения Польши к лютичам. В целом Польша совсем не дружила с лютичами и именно такую политику вела в течение долгого времени, начиная с образования польского государства под властью Мешко I, который, кстати, в 980 г. женился на дочери Дитриха, маркграфа Северной марки.

Уже со второй половины X века история лютичей начала раз за разом пересекаться с историей польского государства, в тот момент только что возникшего. Еще в 967 г. польский князь Мешко I вел успешную войну с лютичами за Западное Поморье[6] (Энциклопедия K&M). После этого в конце X в. Польша на некоторое время присоединяет к себе земли славян-поморян между Вислой и Одером и южной группы полабских славян - лужичан и мильчан, угрожает их соседям.[7]

Потом, уже после освобождения лютичей от господства немцев, но (воспользовавшись неким польско-германским конфликтом[8]) заключив в 1003 г. с ними (германцами) союз против Польши, лютичи вынуждают последнюю через год покинуть лужицкую территорию (вскоре она вновь ее захватывает).

Около 1010 г. при помощи германцев и лютичей отпало от Польши и Поморье.

В 1017 г. против Польши выступили единой коалицией немцы, лютичи, чехи. Инициатором похода был император германцев, но поход не принес ему лавров. Объединенная армия некоторое время безуспешно осаждала польский город Немчу, а при отступлении понесла большие потери. А в 1018 г. германский император вынужден был пойти на мирные переговоры.

К этой войне относятся два эпизода, описанных в «Хронике» Титмара Мерзебургского, VII, 47. 1017 г.: «[Богиня лютичей], изображенная на знамени, была задета камнем, брошенным одним из воинов маркграфа Германна; и тогда ее жрецы с прискорбием обратились к императору и получили 12 талантов возмещения. И когда <...> хотели перейти Мильду, то другую богиню в сопровождении 50 воинов потеряли[9]». Подробнее о об этом конфликте говорится в той же работе В.Н. Бодрухина «О роли языческих жрецов у лютичей».

О событиях следующего года тот же Бодрухин пишет: «Титмар сообщает, что в 1018 г. лютичи вторглись во владения ободритского князя Мстислава[10], не оказавшего им в предыдущем году никакой помощи в совместном с императором военном походе против Польши. Они опустошили значительную часть владений Мстислава, вынудив князя с отборными воинами запереться в Шверине. Во время похода жрецы лютичей вели активную языческую агитацию. Хронист подчеркивает, что описанные события происходили в феврале, а именно в это время язычники чтили посредством очищающих жертвоприношений подземного бога Плутония, называемого также Фебруус. Тогда же жрецам отовсюду приносились дары. Языческая агитация среди восставших против христианства и собственного владыки ободритов, по мнению Титмара, довела князя до того, что ему едва удалось убежать из своей страны. Все построенные в том крае церкви были уничтожены, и ободриты, подобно лютичам, стали язычниками. Восстановить позиции христианства в ободритских землях удалось не сразу».

 

В то же самое время, как говорит между прочим Гильфердинг при рассказе о событиях 1017 года, христианство уже тогда постепенно проникало и к самим лютичам, но в своеобразном варианте: «Но как ни упорны были Лютичи в язычестве и преданы своим кумирам, а от постоянного столкновения с христианами мало по-малу подвергались влиянию христианства. … Так Лютичи иногда на войне брали с собою крест и несли его впереди, вместе с изображениями богов своих, думая, что христианский Бог и их боги вместе будут им помогать» (с. 420-421).

 

В 1028 г. король Польши Мешко II вторгся в пределы германской империи, уведя большое число пленных, и одновременно атаковал лютичей.

 

Известны также столкновения лютичей с германцами в 1033, 1035, 1045 и далее годах.

 

Несколько особое значение в череде этих столкновений имеют события 1055-1056 годов. В 1055 году лютичи напали на германцев и нанесли им страшное поражение. В следующем году германский император Генрих III послал в землю лютичей большое войско, но они загнали это войско в непроходимое болото и истребили почти целиком. Такого поражения в славянских землях германцы еще не знали. Генрих III умер очень скоро после этого от лихорадки, но, по всей вероятности, одной из причин его смерти был стресс от такого страшного поражения – об этом говорит скоротечность его болезни и смерти, о чем можно прочитать, например, в «Анналах» Ламперта Гарсфельдского, где Ламперт говорит о Генрихе в те дни: «Оттуда он отправился в Бодфельд, где провёл какое-то время, занимаясь охотой, и узнал, что маркграф Вильгельм и граф Дитрих, которых он отправил с огромным по численности войском против лютичей, погибли в неудачном сражении. Немного погодя он и сам заболел и, пролежав в постели 7 или более дней, умер», а в примечаниях к этому тексту читаем, что злополучное для германцев сражение произошло 10 сентября 1056 г., а умер Генрих уже 5 октября 1056 г.

Правда, очень скоро после этого выяснилось, что, сумев победить германцев, лютичи не всегда могут жить в ладу сами с собой.

Гельмольд в своей «Славянской хронике» так рассказывает о следующих событиях в истории лютичей, наиболее вероятной датой свершения которых современные историки считают 1057 год.

В те дни произошло великое возмущение в восточной области славян, ведших друг против друга междоусобную войну. Племен же у тех, кого называют лютичами или вильцами, четыре; из них хижане и чрезпеняне обитают, как известно, по ту сторону Пеене, а редари и толензане (толлезы) – по эту. Между ними возник великий спор о храбрости и могуществе. Ибо редари и толензане в силу того, что у них имеется древнейший город и то знаменитейшее святилище, в котором выставлено изображение Радигаста, желали господствовать, приписывая себе особую степень знатности, поскольку все славянские народы часто их посещают ради получения ответов и ежегодных жертвоприношений. Однако чрезпеняне и хижане отказывались им служить и даже решили защищать свою свободу оружием. Когда же раздор понемногу усилился, дело, наконец, дошло до войны, и тут в жарких битвах редари и толензане были побеждены... Чрезпеняне и хижане, которых принудила к войне необходимость, побеждали. Редари же и толензане, сражавшиеся ради славы, глубоко подавленные позором своего поражения, призвали на помощь храброго короля датчан, саксонского[11] герцога Бернарда и Готшалка, князя ободритов, каждого со своим войском, и содержали такое великое множество людей на собственные средства в течение шести недель. И стала война против чрезпенян и хижан более мощной, и не было у них, осажденных столь большим войском, сил сопротивляться, и было великое множество их убито, а многие уведены в плен. Наконец, они купили себе мир за 15 тысяч марок. Князья разделили деньги между собой.

Причем В.Н. Бодрухин напрямую связывает возникновение этого конфликта с предшествовавшей победой над германцами: «Но крупный военный успех неожиданно привел к распрям между племенами лютичей. Имеются все основания для того, чтобы связывать неожиданную междоусобицу среди них с успехом в битве с саксами. По мнению З. Зуловского, глубинные корни распрей следует искать в быстром экономическом и общественном развитии череспенян по сравнению с ратарями, живущими далеко от важных торговых путей и более консервативными в своих хозяйственных занятиях, что подтверждается и археологическими исследованиями».

В результате этого конфликта хижане и череспеняне вообще отпали от союза лютичей и были включены в Ободритское государство. Впрочем, ненадолго. После смерти ободритского князя Готшалка (в 1066 г.) они опять от него отпали.

 

О дальнейших событиях, приведших к первому разрушению Ретры, подробно пишет тот же В.Н. Бодрухин: «В дальнейшем в союзе лютичей оставалось только два племени: ратари и доленчане. Адам Бременский сообщает, что «хижане и череспеняне до реки Пены» подчинялись ободритскому князю Готшалку, которой сумел укрепить государство. По мнению В.Д. Королюка, это произошло потому, что у ободритов начали «бурно развиваться феодальные отношения, чему способствовало принятие христианства». Однако в 1066 г. произошло восстание. Готшалк погиб в городе Ленчине вместе со «многими другими как светскими, так и духовными лицами». Массовым народным движением воспользовалась оттесненная от власти языческая знать ободритов. Борьба жрецов Ретры за восстановление своего влияния привела к активной поддержке ими восставших против Готшалка ободритов. Именно Ретра, которую хронист называет «столицей славян», являлась центром восстания и инициатором объединения племен лютичей. Языческие жрецы стремились поднять свой авторитет путем жестоких расправ со служителями христианской церкви, которых поголовно истребляли. Только мекленбургскому епископу Иоанну была сохранена жизнь «для торжества язычников». Сначала его избили палками, потом «водили на поругание по всем славянским городам», затем казнили, «голову же отсекли и, воткнув на копье, принесли ее в жертву богу своему Редегасту в знак победы» в Ретре.

Такое положение, когда представители языческого культа фактически направляли политику лютичей, не могло устроить церковных иерархов, поэтому зимой 1067/68 гг. в их земли вторгся гальберштадский епископ Бурхард. Целью похода являлось уничтожение Ретры. И.Шультце отмечает, что это была первая война германских феодалов против славян, в которой преобладали религиозные мотивы. Зимой следующего года поход против лютичей возглавил сам император Генрих IV, подвергший земли славян страшному опустошению».

 

Ретра и храм Радегаста были разрушены. В результате, если до этого главным, наиболее почитаемым святилищем балтийских славян была именно Ретра, то после ее уничтожения положение дел изменилось. Несмотря на то, что впоследствии лютичи отстроили Ретру заново, главным языческим святилищем балтийских славян с этого времени стала Аркона на о. Руян (Рюген).

Когда говорят о Ретре или Арконе, очень часто упоминается, что это были святилища, наиболее почитаемые всеми балтийскими славянами. Сначала таким общеизвестным среди балтийских славян и наиболее почитаемым святилищем была Ретра. Потом первенство получила Аркона.

 

Некоторое время после этого лютичский союз еще просуществовал. И окончательно распался он, видимо, только в 1120-х годах. Еще до того, при князе ободритов Генрихе, хижане и череспеняне оказались под его властью. Когда это произошло, точно не известно, но Гельмольд пишет, что в 1113 г. Генрих уже владел землей череспенян и в том году предпринимал вместе с ними из Волегоща поход против руян.

Но Генрих умер в 1119 году, и лютичские племена освободились из-под власти ободритов. Но известно, что очень скоро после этого, в 1124 г., череспеняне были уже под властью другого славянского союза, поморян. (Причем к тому же времени под властью поморян были уже и доленчане, и редарии, ну а про живших еще восточнее укров вообще не известно, входили ли они уже изначально в союз лютичей или поморян.) Как, почему это произошло? Здесь есть две версии.

Одна версия заключается, разумеется, в том, что они были завоеваны поморянами. Но эта гипотеза вызывает сомнения. И первое это то, что поморяне в то время испытывали давление Польши, им время от времени приходилось защищаться от польских нападений, и неизвестно, захотели бы они в то же время тратить силы и завоевывать лютичей.

И есть вторая версия. Ее излагает А.А. Котляревский в «Книге о древности и истории поморских славян в XII веке. Сказания об Оттоне Бамбергском в отношении славянской истории и древности», предполагающий, что это был добровольный или вынужденный, но почти добровольный переход череспенян под власть поморян: «Гейнрих скончался в начале 1119 г. стало быть можно полагать, что политический союз Черезпенян с Поморянами состоялся после этого времени. … Условия союза неизвестны, из «Жизнеописаний» Оттона открывается только, что в их число входило обязательство взаимной помощи или защиты».

Известно также, что в 1060-х годах лютичи помогали поморянам в борьбе с поляками. Возможно, в начале XII века лютичи почувствовали, что на них надвигается очень серьезная опасность от германцев, и сами объединились с поморянами для сопротивления ей. Эта версия выглядит правдоподобнее, чем завоевание поморянами.

 

В 1127 году Ретра была окончательно сожжена войсками Лотаря. После этого славяне ее уже не восстановили. (Многие современные историки называют именно эту дату – 1127 г., но нередко также говорят, что она не точна, есть и такие мнения, по которым сожжение Ретры произошло либо в 1125 г. либо в 1147 г. или даже еще когда-то чуть позже в период правления германского короля Конрада III (1138-1152 гг.).)

Только тогда западные области лютичей отошли к Ободритскому государству, восточные же уже раньше были присоединены к землям поморян.

 

 

Надо сказать, что Северная марка, созданная германцами еще до 983 года и охватывавшая территорию лютичей, формально продолжала существовать и после 983 г. Кстати, маркграф Вильгельм, погибший от рук лютичей в 1056 г. – это именно маркграф, т. е. правитель Северной марки, и это показывает, насколько формально в это время было существование этой марки. Но в конце концов ситуация стала развиваться не в пользу лютичей.

В 1134 году правителем Северной марки стал Альбрехт по прозвищу Медведь. Его по праву можно назвать злым гением славянства. Альбрехт тут же начал наступление на земли лютичей. Первой жертвой его стали гаволяне. Люди были частично истреблены, остальные онемечены. Захваченная территория преобразована в маркграфство Бранденбургское - по названию переименованного славянского города Бранибора. Жители более северных славянских территорий ему еще несколько десятилетий успешно сопротивлялись, а вот в Браниборе он сумел утвердиться.

 

В 1150 году умер князь Бранибора Прибыслав, после чего город, теперь уже Бранденбург, окончательно стал немецким. Постепенно жившие здесь гаволяне были почти полностью истреблены, а «освободившуюся» территорию заселили германские и голландские колонисты.

 

Об истории лютичей в 1150-1157 годах подробно пишет опять же Н. Грацианский: «Альбрехт Медведь, потерпевший неудачу в своих хищнических устремлениях к Пене и Поморью, особенно стал прилагать усилия к тому, чтобы прочно и окончательно утвердиться в долине Гавелы. Гавельберг — столица брижан — был уже в его руках; оставалось захватить столицу гаволян — Бранибор. Когда в 1150 г. умер приверженец немцев князь Прибыслав, Альбрехт Медведь, числившийся наследником умершего, захватил, с помощью его жены, Бранибор и всё Браниборское княжество. Немцы, однако, лишь воровским образом смогли ввести в столи­цу княжества свой гарнизон, причём жена Прибыслава целых три дня скрывала смерть мужа, чтобы дать немцам возможность это сделать.

Захват крепости, надо думать, был неожиданным для славян, и, будучи поставлены перед совершившимся фактом, они не смогли оказать сопротивления немецким разбойникам. Альбрехт Медведь немедленно принял меры для упрочения своего положения в городе: он изгнал из него наиболее влиятельных и непримиримых славян и оставил только своих испытанных сторонников. Всё же немцы упрочились в Браниборе не сразу, ввиду ненависти к ним населения. В 1155 г. целый немецкий отряд во главе с приближённым маркграфа — графом Конрадом Плоцковским — попал в засаду и был уничтожен славянами. В том же 1155 г. скрывавшийся в Польше родственник умершего Прибыслава — Ячко — внезапно явился к Бранибору и без сопротивления занял город. Без сомнения, он нашёл поддержку у славянского населения княжества, и даже гарнизон Бранибора, состоявший частью из славян, не стал защищать город. Таким образом, старая славянская крепость на Гавеле снова ушла из немецких рук, а с нею вместе и всё Браниборское княжество, над которым эта крепость господствовала. Альбрехт Медведь никак не мог примириться с этой потерей, грозившей свести на нет его захваты за Лабой, и употребил все усилия к тому, чтобы снова подчинять Бранибор своей власти. Был организован большой поход на этот город, в котором приняли участие ряд саксонских князей и архиепископ магдебургский Вихман. Большое немецкое войско, разделившись на три отряда, окружило город и после долгой осады принудило его защитников к сдаче. Это было в 1157 г., и с тех пор Бранибор уже не уходил из рук немцев. С падением этой крепости активная роль брижан и гаволян в борьбе с немецкой агрессией кончилась, но их восточные и северовосточные сосе­ди, защищённые дремучими лесами и труднопроходимыми болотами, ещё не скоро подчинились власти немцев.

Как и в завоёванной ранее Вагрии, христианство в долине Гавелы распространялось не путём крещения местных язычников-славян, которые решительно не хотели знать немецкой веры, а путём переселения сюда колонистов из Германии и Нидерландов. В этом деле Альбрехту Медведю усиленно помогали епископы, так как, по словам Гельмольда, с приходом колонистов «множились церкви и возрастало владение десятинами». Таким образом, погоня за церковными десятинами была важнейшим стимулом, заставлявшим духовных князей содействовать засе­лению славянского края выходцами из Нидерландов и Германии. Утверждение влияния немцев на Гавеле приводило к тому, что епископы стали возвращаться в свои давно покинутые епархии: сначала вернулся (уже в конце 40-х годов) епископ гавельбергский, а затем (в начале 60-х годов) и епископ браниборский». (Проф. Грацианский «Крестовый поход 1147 г. против славян и его результаты»)

 

В 1160 году территории ободритов перешли под власть саксов.

 

Последнее крупное восстание, в котором участвовали лютичи, было поднято ободритами в 1179 году. Лютичи присоединились к восставшим. Однако силы оказались слишком неравными. Восстание было наголову разгромлено, по славянским землям прокатилась волна казней.

 

Есть такие версии, что когда земли лютичей были завоеваны их врагами, часть лютичей ушла на восток и дошла до Литвы, Белоруссии и Украины. И есть некоторые факты, которые вроде бы предположительно указывают на то, что белорусы и украинцы, а может быть, и литовцы отчасти происходят от лютичей.


Примечания к главе 3

[1] В.В. Седов называет его: «народное собрание».

[2] Таким образом, Ретра у лютичей была не только религиозным центром, но и полноценной политической столицей государства.

[3] Thietmari Chronicon. VI, 25.

[4] Нордальбингия в 808 г. до начала наступления Готфрида принадлежала ободритам.

[5] После смерти Карла его империя (империя или королевство франков) несколько лет еще просуществовала, как единое целое, но потом была разделена между его потомками Людовиком Немецким, на землях которого образовалось Восточно-Франкское королевство, а позднее, в конце концов, Германия, Лотарем и Карлом Лысым. И дальше действовали уже они и их наследники.

В Восточно-Франкское королевство вошла и завоеванная Карлом Великим Саксония. И после этого лютичи очень много теперь уже не союзничали, а воевали с саксами. В литературе об этих временах говорится о них именно то как о войнах с саксами, то как о войнах с германцами, т. к. они входили в Восточно-Франкское государство, располагавшееся на терр. Германии. При Оттоне I Восточно-Франкское королевство стало называться Священной Римской империей германской нации.

[6] Собственно говоря, эта война 967 г. уже завершила борьбу Польши за Поморье. Но в целом известно о ряде польско-лютичских столкновенияй 963-967 гг., только в финале которых Поморье, включая Западное, было включено в состав Древнепольского государства. (Правда, К. Малечинский высказывал предположение, что окончательное присоединения Западного Поморья к Польше произошло даже еще позже, в 970-х годах.)

[7] И, как уже говорилось, известно, что примерно в 980-995 гг. у лютичей был единый великий князь Гнеус (Гневой). Какие-либо великие князья лютичей после этого неизвестны.

[8] Об этом см. в кн.: Королюк В.Д. Западные славяне и Киевская Русь в X-XI вв., Москва, «Наука», 1964 г., с. 190 и далее. В том числе в процессе конфликта, когда польский князь Болеслав явился в Мерзебург к императору германцев, то на него (Болеслава) было совершено покушение, и Болеслав подозревал, что оно было организовано самим императором германцев.

[9] Считается, что потерянная богиня, возможно, Морана. Кстати, сравнивая это с предыдущим случаем (повреждение изображения богини на знамени), можно предполагать, что и в этом случае речь идёт о потере знамени с изображением богини. А знамена у лютичей были священны (потому и хранились в Ретре).

[10] Мстислав – не правитель всего ободритского союза, а только князь отдельного племени ободритов-бодричей (правил в 995 – 1019 гг.).

[11] Повторяю, Саксония в то время входила в Священную Римскую империю германской нации. И именно Саксония граничила с территорией и ободритов, и лютичей. Поэтому когда говорят о войнах лютичей с германцами, фактически имеются в виду их войны с саксами.

 

Составитель Владимир Силантьев

 

____________________________________

 

Желающие более подробно ознакомиться с историей велетов (и не только их) могут прочитать книгу: Гильфердинг А.Ф. «История балтийских славян» (объем: более 460 страниц). Ценность этой книги в большом объеме описанных там фактов. Правда, кроме фактов, она содержит и личные суждения автора книги (интерпретации фактов) – и тут надо понимать, что оценки Гильфердинга субъективны и могут отчасти не совпадать с суждениями других историков.

 

Различные книги и статьи о других балтийских славянах (ободритах, руянах, поморянах) см. здесь.

 

 

 

Источники:

Титмар Мерзебургский «Хроника»

Адам Бременский «Деяния архиепископов Гамбургской церкви»

Гельмольд «Славянская хроника»

Ламперт Гарсфельдский «Анналы»

(Все четыре вышеназванные средневековые хроники есть на сайте «Восточная литература».

Гильфердинг А.Ф. «История балтийских славян» (Собр. соч., т. 4, 1874 г.)

Н.М. Карамзин. История государства Российского. Том 1, глава 3.

Д. Берестов. «Славянские культовые центры»

«Боги северо-западных славян» из книги "Матерь Лада - Божественное родословие славян" М. Эксмо, 2004 (собрание сведений средневековых авторов)

«Полабские и поморские славяне» (из «Хрестоматии по истории южных и западных славян»: Учеб. пособие для вузов: В 3 т. Т. I. Эпоха феодализма / Отв. ред. М.М.Фрейденберг.- Минск.: изд-во "Университетское", 1987.-272 с.)

«Сербы, полабы, поморяне»  (глава из книги Л. Нидерле «Славянские древности»)

Л. Нидерле «Славянские древности» М.: Алетейа, 2000

В.В. Седов «Славяне в раннем средневековье» «Суковско-дзедзицкая (лехитская) группа»

Н. Грацианский «Крестовый поход 1147 г. против славян и его результаты» // «Вопросы истории» 1946 год № 2-3

Фомин В. В. «Летописные варяги - выходцы с берегов Южной Балтики» // По изданию: Фомин В.В. «Варяги и Варяжская Русь: К итогам дискуссии по варяжскому вопросу». М., «Русская панорама», 2005.

Фомин В.В. «Комментарии к книге С.А. Гедеонова "Варяги и Русь"»

Л. Р. Прозоров «На море-океане, на острове Руяне...»

Йоахим Херрман «Ободриты, лютичи, руяне»

Левандовский А.П. «Карл Великий: через империю к Европе», глава 2

Шамбаров В.Е. «Империя франков и ее соседи»

«Саксония времен Видукинда»

Бодрухин В.Н. «О роли языческих жрецов у лютичей»

Любавский М.К. «История западных славян. Курс лекций» (1918 г.)

Прямчук С.Д. «Вехи в историческом пути лужичан»

Никос Чаусидис «Старинные образы южных славян»

Королюк В.Д. «Западные славяне и Киевская Русь в X-XI вв.» М., 1964г.

Котляревский А.А. «Книга о древности и истории поморских славян в XII веке. Сказания об Оттоне Бамбергском в отношении славянской истории и древности» (1874 г.)

Сайт «Генеалогия РУ», раздел «Восточная Европа»

Статья с сайта http://old-earth.narod2.ru/

Hosted by uCoz